Памятки архитектуры Киевской Движении


В главной нави кафедры, где теперь видим Софи-мученицу с дочерями, гордился когда-то сборный портрет семьи кн. Ярослава. сам факт его существования свидетельствует об интересе тогдашней нашей живописи реальными фигурами, которое, кроме того, нашло свое выражение и в иллюминации рукописив.

Ярослава гроб. В пресвитерии Владимирского придилу Софийской кафедры стоит величавая мраморная гробница, известная с давних времен под названием “гроб Ярослава”. Это огромный сундук из мраморного блока, перекрытая двоспадним возрастом с акротериями, выполненными тоже из сплошного блока. Стены гробницы украшены плоскоризьбою символических розувилих крестов (т.зв “дерево жизни”), кипарисов, пальм, рыб, птиц и Христовых монограмм (хризм), введенных в духе и стиле старохристиянського искусства. Наподобие античных гробниц Ярослава гроб имеет форму дома (которая, кстати говоря, сохранилась как непонятный пережиток в сундуках наших гуцул). В целом и деталях, выполненных рукой первостепенного мастера, пробивается глубокая старина, и поэтому, на мысль из исследователей нашей ваял княжеские пор, Ярослава гроб есть не украинской, а малоазиатского происхождение, и явилась она не в Хи в., когда умер Ярослав, а куда раньше, - может в Vи, наипозднее - Vии ст. “Сделано ее на заказ других лиц, чем те, о которых мы думали, а попала она к Киеву через килькасот лет по своему рождению. Здесь ей удруге пришлось сыграть свою роль, принимая в свое тело великого князя Ярослава”.

Золотые ворота. Из строящихся укреплений, которыми князь Ярослав окружил Киев, остались всего-навсего румовища с двух 15-17 метровых длинных стен, соединенных между собой “комарами” (сводами), развешенными на ширине 7 г. Над ворота была церковиця Благовещения, от золоченной кровли которой и самые ворота прозваны "золотыми”.

Из истории Золотых ворот знаем, что в 1320 г. их было грунтовно перестроечный. В 1649 г. через них к Киеву в'йздив Богдан Хмельницкий. К присоединении Украины к Московщини Золотые ворота пидперлими деревянными подпорами, но когда они погнили, ворота в 1783 г. засыпали и над ними строили новые. Оно простояли до 1799 г., в котором было разобрано, а материал использован в другом месте. Когда в 1832 г. разрушали старые киевские валы, в них открывали румовища стариков Золотых ворот. Останков церкви и сводов тогда уже не было. Архитектор Михович связал из середины остатка двух уцелевших стен железными прутами, в извне подпер полукруглими кирпичными контрфорсами.

То, что из Золотых ворот сохранилось по сей день, это уже только два фрагмента стены которые, не давая нам никакого представления о первоначальной форме здания, все же таки представляют для нас ценный документ строительной техники Хи ст.

Большая церковь Печерской лавры. По словам Патерика, Успенскую церковь Печерской лавры в Киеве строили (1073-1078 г.г.) греческие мастера, богатый “варяг Шимон”, что должен был прийти к Киеву не сам, а с целым родом, - “до 3000 душ и со священниками своими”. Между драгоценностями, которые их он привоз из Скандинавии, должен был быть и золотой пояс, кий его отец когда-то повесил в Скандинавии “на кресте, уважаемому “латинянинами”. Этим поясом должны были измерять площадь под Успенскую церковь.

В перекрещении с автономическими стремлениями украинской церкви (в 1051г. киевским митрополитом было избран первый украинец) они создали пидложжя под этот центр культурно-национальной жизни, которая им все время была печерское лавра в Киеве. Можно припускать, что Успенская церковь Лавры и по форме была викладником этого перекрещения византийско-романских элементов с местными украинскими.К сожалению, состояние сохранения церковного здания настолько оплаканный, что проверить правильность таких предположений невозможно. Из мурив старой Успенской церкви выделили только две алтарные апсиды (средняя и северная) и западная стена, прислонена более поздний достройками.

При конце Хи или на пос. Хии ст. при церкви выстроили миниатюрную тринавну и однобанную часовню иоана Предтечи, которая потом вошла в распространенный пристройками корпуса собственно церкви. Свой нынешний вид, включительно к перекрытию и настенным декорациям в духе украинского бароко, церковь завдячуе обнове ХVиии ст.

Два Михайливськи монастыри. В 1088 г. в Киеве постав над днепровской кручей знаменитый Выдубицкий монастырь с церковью св. Михаила, а в 1108г. князь Святополк -михаил изяславович выстроил Михайловский Золотоверхний монастырь (насупроти Софийской кафедры). Ривночасне постання тех двух Михайливських монастырей в Киеве историки связывают с распространением у нас диалистичной науки болгарских “богумилив” (борьба добра и духа со злом и материей, героем которой есть архистритиг Михайл) и послаблением влияния Царьгорода у нас за Ярослава Мудрого.

Центром новых влияний уже в Хии ст. становится Афон, я через Балканы, т.е. Болгарию и Македонию в украинскую образотворчисть уже тогда начинают проникать найраниши влияния западноевропейской романщини.





Вернуться назад