Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст

Главная - Архитектура - Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст

Вне Львова светская архитектура рассматриваемого периода известная лишь за отдельными памятками. Из общественных зданий примерами могут служить перестроечные ратуши в Самбори, Каменцу-Подольскому. Скромниши образцы светской жилой застройки демонстрируют три сохраненные дома с галереями-пидсиннями в Жовкви и несколько значительно перестроечных домов в Каменце-Подольском. Из территории Волыни редчайшим образцом тогдашней жилой застройки выступает так называемый дом Пузини в Луцке.

Строящиеся и деревянные церкви. В церковной архитектуре рассматриваемого столетия выделяются прежде всего строящиеся сооружения, тем не менее, как и раньше, на общем фоне церковного строительства их было сравнительно немного.В Льве в течение почти всего рассматриваемого периода длились работы над строительством городской Успенской церкви. Их начал в середине столетия первый известный в городе строитель итальянского происхождения Петр - 1558 г. Он обжаловал церковное братство, которое не снабдило надлежащих по условию материалов для сооружения храма. Еимурувану под его руководством сооружение сильно повредил пожар в 1571 г. и, наконец, братство вынужденное было приступить к сооружению нового храма. Его проект разработал один из виднейших львовских архитекторов итальянского происхождения Павел Римлянин, с которым братство заключило соответствующее соглашение 2 марта 1591 p. 12 Строительство продвигалось исподволь и 1597 - 98 гг. непосредственное ведение работ перешло к тесту Павла Римлянина Войцеха Капиноса и его постоянного партнера Амвросия Благосклонного.

Строительство снова розтяглеся на длиннее период; его планировали завершить 1617 г., но работы длились до 1630 г. Успенская церковь подражает типу украинского тридильного триверхого храма, а организация фасадов, интерьера и их декорации решенная в традициях итальянского ренессансного строительства - в ней выступает ордерная система, центральный купол несут четыре круглых колона, купола имеют касетонову декорацию, в нави устроено балконхори. Извне купола не имеют присущий украинской архитектуре развитых барабанов - наибольший купол алтаря посаженный непосредственно на карниз, купол нави имеет редуцированный урезанный барабан, а купол бабинця почти не выведен свыше крышей и посажен непосредственно на него. Фактически храм не получил органического завершения, его перекрытие выразительно контрастирует с монументальным характером самого сооружения с подчеркнутым вертикальным членением стен. Своеобразный компромисс демонстрирует также алтарь, шоломовидна купол которого заходит на пространство нави.

В ансамбле с Успенской церковью архитектор Петр Красовський на средства купца Давида соорудил по условию 1568 г. колокольню, тем не менее через ошибку в расчете фундаментов она еще в процессе строительства дала трещину и во время завершения завалилась 1570 г. Фундаменты отстроил мастер из Венеции Рох Шафранець, а к сооружению новой трехъярусной башни на средства купца Константина Корнякта (четвертый сверх надвыстроено в конце XVII ст.) был причастный Петр Барбон. В ансамбль с церковью и колокольней входит также небольшая часовня Трех святителей, которую приписывают строительному Андриеви Подлесному (перестроечная во второй половине XVII ст.).

Вне ансамбля Успенской церкви в пределах анализируемого периода в Льве также перестроечный от фундаментов П'ятницьку церковь. Новонайденные документы, в которых попутно речь идет об "мурування и строительстве церкви новой", дают основания высказать мысль о перестроении храма в начале второй половины 1610 гг. 13, тем не менее вскоре он горел при пожаре Краковского предместья 1623 г. и отстроенный коштом молдавского хозяина Василия Лупула 1643 г.

Вне Львова среди немногих памяток строящейся церковной архитектуры в регионе выступают Благовещенская церковь в Городке, Юрийвська церковь в Бродах, Николаевская в Золочеве. 1638 г. завершена перестройка монастырской Успенской церкви в Уневи.

Сравнительно с Львовским регионом строящееся церковное строительство значительно активнее выступает на Волыни, где в рассматриваемом столетии оно развивалось прежде всего под опекой представителей княжеской элиты и православной шляхты. К найраниших памяток волынского происхождения принадлежит замковая 1560-церковь х гг. в Старокостянтинови. По свидетельству визитации Владимирской епархии 1685 г., 1574 г. сооружена Николаевская церковь в Сокали на Львовщине.

Вероятно, 1577 г. с частичным использованием стен храма XII ст. построена новая церковь Успенского монастыря в Дорогобуже. Уникальной для волынского региона есть Николаевская церковь в Олевську (1596), что демонстрирует поздний образец триконхового храма веронськой традиции. 1600-мы гг. датируется Тройцька монастырская церковь в Дермани, 1600 - 1606 гг. - Спасопреображенська церковь в Четвертини.

Сооруженная 1638 г. Николаевская церковь в Охлопови демонстрирует найраниший известный на украинском грунту пример точного следования в плановопросторовий структуре храма традициям деревянного церковного строительства, которое составляет одну из важных тенденций развития украинского церковного строительства. Следующий год завершен Михайловскую церковь в Гощи. В Луцке уникальным примером строящегося церковного строительства выступает братская Хрестовоздвиженська церковь (сохранилась лишь алтарная часть). К характерным образцам церковного строительства Волыни принадлежит также Николаевская монастырская церковь в Белостоке. На территории монастыря было сооружено уникальную Успенскую церковь в виде восьмигранного столба 15 (уничтоженная в первой половине XIX ст.). Завершают группу строящихся храмов Волыни первой половины XVII ст. утраченная Тройцька церковь 1649 г. Почаевского монастыря фундаций еви и Федора Домашевських и Покровская церковь 1653 г. в Низкиничах фундаций киевского воеводы Адама Киселя.Ряд памяток рассматриваемого периода сохранился на Тернопольщине. 1600 г. на старом фундаменте сведено Спасопреображенську церковь в Старике Збараже, который есть одним из наипозднейших известных храмов со строящейся алтарной перегородкой. В самом Тернополе это Хрестовоздвиженська церковь конца XVI ст. и триконхова церковь Рождества Христового 1602 - 1606 гг. Концом XVI ст. датируется Онуфрийвська церковь в Гусятине, которая так же принадлежит к типу триконхових. Церкви XVI ст. без точнишого датирования вцилили также в Касперивцях (св. Юрия) и Кошиливцях. 1610 г. датируют церковь св. Николая в Бучачи. К второй половине XVI - первой половины XVII ст. принадлежит Николаевская церковь в Теребовли. В Каменце-Подольском 1580 г. сооружено небольшую Петропавливську церковь, которая репрезентует распространенный в регионе тип триконхових храмов афонськой традиции.