МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ


В свое время из западной стороны соборную площадь Московского Кремля ограничивали сооружения великокняжеского дворца, от которых осталась знаменитейшая Грановита палата - зал для торжественных приемов, заседаний думы, земских соборов и т.п.. Зал имеет площадь 495 м2, а высота его 9 г. Свод зала опираются на столб, который стоит посредине. Это - давняя традиция палатных сооружений. Фасад Грановитой палаты обработано так называемым бриллиантовым рустом, т.е. каминнями с гранями. Сооружение имеет черты ренессанса, в частности в карнизе. Строили палату русские мастера под руководством ломбардських архитекторов Марк Руффо и П'етро-Антонио Соляры в 1487-1491 гг.

Завершает ансамбль колокольня Ивана Большого - трехъярусная башня заввишки 81 г. Композиционное вертикаль башни объединяет сооружения ансамбля, доминирует над всем Кремлем и имеет большое градостроительное значение для центральной части Москвы, ее золотой купол видно из далеких расстояний. Восьмигранные в плане ярусы колокольни уменьшаются за шириной и увеличиваются за высотой один над одним. Колокольню начал строить в 1508 г. итальянский архитектор Бон Фрязин, а закончили ее русские мастера уже в 1600 г., о чем свидетельствует надпись золотыми буквами под куполом сооружения. Рядом с колокольней в 1532-1543 гг. зодчий Петрок Малый пристроил «звоницю» новгородсько-псковського типа с ренессансными деталями и высоким круглым столбом, который завершается куполом. Одновременно с сооружением соборов и дворцовых зданий в XV ст. шло строительство новых стен и башен Кремля. В сооружении укреплений принимали участие архитекторы П'етро-Антонио Соляры, Марк Руффо, Антонио Джилиарди, Алоизий ди Каркано. Башни и стены сооружались из кирпича, и имели они прежде всего оборонно-функциональное назначение. Со временем, в XVII ст., на башнях были надвыстроены декоративные верхи. Каждая башня имела свое собственное архитектурное обрамление. Всего в Кремле было построено 20 башен, 5 из них имели въездные ворота. Общая длина кремлевских стен - 2235 г. Они окружают территорию, общей площадью 28 га. Высота стен 5-19 г, она зависит от рельефа местности, толщина 3,5-6,5 г. Завершаются стены зубцями - мерлоииами. Высота надвыстроенных в XVII ст. башен также разная - от 30 до 70 г. Прекрасными силуэтами выделяются краеугольные, круглые в плане башни - Водовозная и Беклемишевська на березе Москв-реки и многогранная в плане Арсенальная башня. Башни с воротами - Спасская, Микильська, Тройцька, Боровицька и Тайницька отличаются между собой за композицией и стилем. Спасская и Тройцька имеют черты готической архитектуры, обрамление Боровицькой характерное для русской архитектуры XVII ст. Все башни представляют единый гармонический ансамбль свободной композиции. Красные стены укреплений, зеленые черепичные кровли, белокаменные детали и позолоченные металлические флюгера, пурпуру рубиновые звезды, которые на башнях,- все это очерчивает стройный силуэт Кремля.XV ст. сыграло главную роль в формировании кремлевского ансамбля, тем не менее его строительство продлевалось и позднее. В 1555-1560 гг., кроме перестроек внутри Кремля и на Красной площади, архитекторы Барма и Посник соорудили славный и сказочно-прекрасный Покровский собор, или, как его еще принято называть, собор Василия Блаженного. Он не входит в ансамбль Кремля, но композиционное сыграет большую роль в застройке центра Москвы, предоставляя Красной площади доминирующего значения.

Особенно важные изменения состоялись в XVII ст. Кроме надстроек башен, в Кремле сводится ряд сооружений в так называемом стиле узоричча. Над сооружениями Кремля выросли десятки куполов - собора Двенадцати апостолов, церкви Рождества Богородицы, Воскресение, Распятие, «Спаса за золотой решеткой», сооружаются комплексы Патриарших палат, Потешный дворец и большой Теремний дворец на месте старых дворцов Василия III и Ивана Грозного. Теремний дворец строят в 1635-1636 гг. архитекторы Бажен Огурцов, Антип Костянтинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец надвыстроен над нижними частями сооружения XVI ст. Фасады его этажей членятся пилястрами, окно украшено резными наличниками и фронтонами. Над двумя этажами дворца височить верхний теремок, окруженный широкой террасой. Внутренние царские покои реставрированы в XIX ст., и в наши дни они дают представление о характере богатых интерьеров XVII ст.

Новые стилистические черты в архитектуру Кремля внесла петровська эпоха. В начале XVIII ст. в северо-западной части Кремля архитекторы X. Конрад, Д. Иванов и И. Чоголков свели сооружение Арсенала. Строили его с перерывами и закончили в 1736 г. Простые рустованные стены двух этажей ритмически членятся двойными окнами с полуциркульным завершением. Вход украшен портиком с расчлененным карнизом в формах архитектурного стиля барокко.

В конце XVIII ст. в ансамбле Кремля появились черты еще одного архитектурного стиля - классицизма. В 1773 г. началось строительство огромного Кремлевского дворца, который должен был занимать почти всю территорию Кремля и композиционный объединить все исторические старинные сооружения. Проект составил большой русский архитектор В.И. Баженов. За этим проектом Кремль должен был превратиться на общероссийский форум, с величественными залами, амфитеатром для народного собрания и т.п.. Самая идея такого сооружения отнюдь не устраивала царское правительство. И проектирование, и закладывание дворца, как считают, мало пропагандистский характер. Надо было показать миру, насколько крепкой было русское государство. Было разобрано несколько башен, которые высились над Москв-рекой, но на этом строительство и прекратилось. Башни со временем было отстроено, а величественный проект В. И. Баженова было воспроизведено лишь в большой модели, которую теперь можно увидеть в музее архитектуры.

Со временем, в 1776-1789 гг., на территории, которые прилегает к Красной площади, второй большой зодчий тех времен М. Ф. Казаков строит в класицистичних формах прекрасный за своей архитектурой дом Сената. В плане сооружение представляет собой большой треугольник со срезанными углами и тремя внутренними дворами. Спокойные фасады расчленены лопатками, а главный вход украшен портиком с четырех ионического ордера колонн. Наилучшей частью дома Сената есть большой, круглый в плане, зал (сейчас он называется Свердловским) заввишки 29 г. Зал перекрыт куполом, диаметр которого 24 г. Внутри он украшен коринфськими колонами и барельефами, а купол расчленен кессонами, которое дало право называть этот зал «русским Пантеоном». Над куполом, который височить над Красной площадью, всегда развевается красный флаг нашей Отчизны - здесь содержится правительство Советского Союза. В этом дому жил и работал В. И. Ленин, и его квартиру свято сохраняет советский народ как найдорогоциннишу реликвию. И композиционное, и стилистически сооружение чудесно вписалася в ансамбль Кремля и представляет его неотъемлемую часть.





Вернуться назад