КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ СОФИЯ

Главная - Архитектура - КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ СОФИЯ

Во второй половине и тысячелетие н.э. на смену античной эпохе пришли времена раннего средневековья. Во многих странах мира постепенно начали составляться новые производственные отношения, характерные для пор феодализма. В это время наибольшего могущества достигает Византийская империя, которая в политическом и культурном отношениях стала спадкоемницею старинного Риму. На первое место среди наибольших городов мира выходит Константинополь, который на протяжении многих столетий будет иметь влияние на другие страны, особенно на искусство и архитектуру стран Восточной Европы, Балкан, Кавказу, Ближнего Востока. Из всех достижений архитектуры раннего средневековья важнейшим есть Софийский собор в Константинополе, один из виднейших шедевров мировой архитектуры. Замысел императора Юстиниана и был грандиозным: выстроить наибольший в мире христианский храм, главный собор Византийской империи. В это время византийские зодчие работали над разработкой нового типа сооружения, которое отвечало бы особенностям театрализованного богослужения византийской столичной церкви. В Константинополе театрализованный церемониал был присущий не только церковным видправам: исключительно пышными были приемы послов, выходы императоров и т.п.. Это были своеобразные средства идеологического влияния на народные массы.

Старые типы базиликальних сооружений с их характерной композицией не были приспособлены к новым требованиям, за которыми главную роль в храме начал отыгрывать центральное пространство. Попытку соединить базилику с центрально-купольным сооружением константинопольские зодчие сделали уже в 527 г. во время строительства церкви Сергея и Вакха. Но удачной ее назвать нельзя: между центричною и базиликальною композицией не было органической связи. Сооружение Софийского собора поручили выдающимся зодчим тех времен - Анфимию с Трал и исидору с Милета. Оба уже были известные своими теоретическими и практическими роботами из архитектуры. Перед специалистами стояла сильная сложная задача: конструктивно и художественно соединить центральную и базиликальну сооружения, да еще и в небывалых масштабах. Старинный Рифм имел образцы огромных купольных (Пантеон) и базиликальних (Максенция) сооружений, однако перекрыть большое пространство очень высоко было не по силам римской строительной технике: бетонные монолитные своды для этого были непригодные. Итак, нужно было изобрести что-то новое. Анфимий и исидор предложили такую идею: чтобы уменьшить огромный горизонтальный распор от купола, надо поделить его с востока и мероприятия на пивкуполи, а с севера и пивдня - на пилоны боковых нефов. При этом в плане сохранялась структура тринефной базилики и невиданно широко раскрывайся центральное пространство. Это было достигнуто с помощью сложной системы вспомогательных конструкций в виде меньших полукуполов. Главный купол поставили на четыре крепких пилона, которые соединялись между собой огромными выгнутыми треугольными арками, которые напоминали надутые ветром паруса. Со временем парусные своды стали найхарактернишими конструкциями византийской архитектуры: за их помощью на квадрат пидкупольного просторную относился круглый пидбанник купола.

Собор было торжественно заложено 24 февраля 532 г., на сороковой день после того, как от пожара погибла небольшая церковь Софии, которая стояла на тому самому месте. Из всех концов империи везли к Константинополю строительные материалы - мрамор, гранит, профир, ценные породи дерева и т.п.. Сооружение мурували из кирпича - плинфи большого размера. Для сооружения купола использовали специальные легкие керамические детали. Стены обкладывали драгоценными породами разноцветных мраморов, мраморной была и пол. Большой художественный эффект взыскивала мозаика, выполненная наилучшими художниками империи. На строительство собора были израсходованы огромные средства: лишь на сооружение амвону и хоров пошла вся годовая прибыль из Египта. Строительство и обрамления собора длилось около шести лет. И когда в день его освящения - 27 декабря 537 года - Юстиниан вошел в храм, то, имея на внимании известный Иерусалимский храм, построенный в библейськи времена царем Соломоном, он сказал: «Я превзошел тебя, Соломон!» О впечатлении от Софийского собора рассказывает древнерусская летопись. Послы Владимира Святославовича, посетив Константинополь в 987 г., докладывали: «и пришли мы в Греческую землю и повелели нас туда, где они служат богу своему, и не знали мы или на небе, или на земле мы, нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом».Старинный собор не раз перестраивался и достраивался и много потерял от своего первоначального вида. Несколько раз падал от землетрясений его купол. После землетрясения 986 г. его сызнова соорудил армянский зодчий Трдат. Мозаика, которая сохранилась к нашим временам, в основному также принадлежит к более поздний временам. После взятия Константинополя турки превратили собор в мечеть, и с того времени значительно изменился его вид. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, а в середине - уничтоженные или позамазувани мозаики. Интерьер приспособили к нуждам исламского культа. Тем не менее собор не потерял основных своих особенностей, и в наши дни он взыскивает большое впечатление как шедевр мировой архитектуры. Ныне собор преобразован в музей. Его реставрируют, видчищають старинную византийскую мозаику.

Византийский писатель Прокопий писал, что собор «властвовал над всем городом, как корабль над морскими волнами». Такое впечатление он взыскивает издали, и в частности - из моря, когда теплоход подплывает к Стамбулу. Собор построен на высочайшем месте холма, где в античные времена стоял акрополь древнегреческого города Византии. Когда проходишь мимо многочисленные средневековые сооружения к площади перед Софией, то ощущаешь некоторое разочарование. Накопление куполов, сводов, пристроек, кое-что приплюснутая, как кажется извне, форма купола, простые, ничем не украшенные фасады - все это не создает представления как о чем-то чрезвычайное. И когда попадаешься к центральной части сооружения, нельзя удержаться от удивления и увлечение. Перед зрителем - интерьер сказочной красоты. За размерами он кажется вдвое большим, чем сложилось о нем представления за внешним видом. От нартексу и к центральной апсиде приоткрывается единое пространство. Его художественный эффект построен на гармонической композиции криволинейных элементов - огромных пивциркульних арок, которые достигают на сорокаметрову высоту, пивкуполив меньшего размера, больших аркад первого яруса, пивциркульних завершений оконных пройомив и, в конце концов, гигантского купола, который имеет диаметр 31,5 г. Ритмы криволинейных элементов гармонично связаны с вертикальными ритмами колоннад и могущественными горизонтальными линиями карнизов. То, что внутреннее пространство Софии кажется большим, чем он есть на самом деле,- результат тонко разработанной системы масштабных соотношений. Поэтому никакие фотоснимки передать этот оптический эффект не могут.