Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)


Шах-и-Зинда прекрасный звидусиль. И из вершины холму, откуда видим два цепочки голубых куполов, и снизу, где за аркой входного пештаку приоткрывается узкая цветистая улица порталов. И здаля, когда он кажется страницей из сказок Шехерезади. И вблизи - когда ошеломляет бушеванием фантазии и красок (рис.7.15).

В комплексе Шах-и-Зинда нет грандиозных величественных сооружений, тем не менее все здесь неповторимое. Лучше за все сказал о Шах-и-Зинда ученый ХиХ столетие самаркандець абу Шахир-Ходжа: «Лазурные неба открыли взор захвата на лицо эпохи - они не видели зданий так украшенных и нарядных, и бирюзовый купол неба открыл глаза - Луна и Солнце - он не любовался такого цвета кафелями!».

В XIV столетии в Средней Азии сложилась объемно-планировочная структура города с уплотненной застройкой в городском центре и менее плотной в предместье, где размещались усадьбы вельмож, сады и некрополи. Все эти закономерности нашли свое отображение в архитектурно-планировочной структуре города Самарканда XIV - XVI столетий.

В период правления Тимура в столице его империи - Самарканде - сводят высочайшие и найпишниши мечети, мавзолее и другие здания. Не случайно усыпальница самого Тимура - Гур-Емир - наибольшая среди средневековых мавзолеев Средней Азии. Таким образом эмир средствами архитектуры и художественного искусства старался укрепить авторитет своей неограниченной власти. В ансамбль мавзолея кроме заупокойной мечети входили медресе, общежитие для богомольцев и большой двор, вокруг которого были объединенные все здания. Высота мавзолея - 36 г. На разрезе здания обращает на себя внимание утолщения средней части купола. Такой технический прием разрешает значительно уменьшить силу распора от купола (рис.7.16а).

Архитектура мавзолея Гур-Емир построена на комбинации простых геометрических форм и красочного орнамента, который укрывает все внешние и внутренние поверхности сооружения. Впечатление исключительной мици мавзолея достигается преувеличением обычных размеров купола. В Гур-Емири огромный динеподибний купол, установленный непривычно низко и близко к зрителю. Поэтому его величие оказывается с чрезвычайной художественной силой. В Гур-Емири купол - это огромная часть здания, которое занимает возле трети высоты целого и почти равная нижнему объему за шириной. Как следствие, огромная синьо-лазорева «стеганная шапка» купола почти подавляет нижний архитектурный объем. Но это впечатление смягчается вкриваючою все здание цветной декорацией и монументальной массивностью нижних частей: мощного цилиндрического барабана под куполом и простой восьмигранной призмы снизу (рис.7.16в).Извне стены мавзолея обличковани желтым терракотовым кирпичом, на фоне которой синей, голубой и белой кафельной мозаикой изложенные разные надписи (арабески), декоративные узоры. Вся поверхность купола покрыта синими и голубыми кафелями.

С исключительной роскошью Гур-Емир был украшен изнутри. Панели из молочно-зеленого оникса, мраморные разные ленты, цветные росписи, позолота, ажурные окна, впечатляющая деревянная инкрустация двери - все это сливалось в единую гармонию со спокойным-величественно-спокойным пространством интерьера Гур-Емира.

Для этого периода характерные преувеличенный масштаб и показная блистательность: архитектура должна была создавать ошеломляющее впечатление, вызывая представление о величии и силе власти, которая сводит подобные сооружения. Порталы становятся грандиозными, минареты - чрезвычайно высокими, купола - большими и величественными. Облицовочный кирпич с глазированной цветной поверхностью, майоликовые орнаментированные плитки, кафельная цветная мозаика сплошным ковром укрывали поверхность стен, куполов, сводов и других частей зданий. Багатокольорови росписи, разные деревянные и гипсовые детали украшали интерьеры.

Сооружения Тамерлана сводились второпях. Архитекторы, силком привезенные из Ирана и других завоеванных Тимуром стран, были подневольные. Работы велись небрежно, с грубыми техническими ошибками. И вдобавок властитель Самарканду вмешивался у проектирование и строительство, постоянно давая свои указания. Поэтому не удивительно, что некоторые со сведенных в это время грандиозных зданий начали разрушаться. Сооружением огромной мечети, которая вмещала 10 тысяч лиц, - Биби-Ханим - Тимур отметил свой военный триумф - поход к Индии, который принес ему богатую добычу. Размере мечети поражают: ее площадь - 83х62 г, высота главного портала (пештаку) - 41 г. Место для мечети Тимур избрал в 1399 году, и началось строительство только в 1404 году. Возвратив из похода к Индии, он проявил, что пештак строящейся мечети не такой высокий, которые он хотел. Сразу же прямо на нем было повешено двух вельмож, которые отвечали за строительство. Портал уравняли с землей и построили снова, но уже нужных размеров и блистательности

Мечеть занимала целый городской квартал. Впадает в глаза четкая композиция, подчиненная продольной оси (рис.7.17). В организации ансамбля внутреннего двора ясно видно использования приема протизиставлення портально-купольных композиций. Вход из двора к помещению мечети также оформлен порталом, входная арка которого поднимается на 18 метров (рис.7.18).





Вернуться назад