Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)


Обширни декоративные панно сплошным восточным ковром укрывали стены и фасады мечети. О только что сведенной мечети Биби-Ханим средневековый историк Шериф-Ед-Дин писал

так: «Этот купол был бы одиноким, если бы небо не было его повторением; одинокой была бы эта арка, если бы Млечна Путь не был ее парой».

И соборная мечеть погибла. Погибла вследствие спеси ее строителя: Тимур не учитывал то, что невозможно беспредельно увеличивать размеры здания, не учитывая особенностей местного зодчества и качеств строительных материалов. Огромные купольные конструкции в прямом понимании этого слова «висели в воздухе» и первый же удар землетрясения свалил их. Столетие мечеть простояла в руинах и была восстановлена лишь во второй половине ХХ столетие, но уже в железобетоне.

Резиденция Тимура была расположена в городской цитадели, которая находилась возле западной границы города, на высоком холме. Южные и восточные ворота цитадели объединяли ее с мистом.

Торгивельно-ремисничим центром Самарканду была площадь Регистан (рис.7.19; 7.20), возле которой при Тимури построили многогранный в плане торговый павильон (Чор-Су), перекрытый куполом. От него до шести городских ворот расходились улицы города. Главной в Самарканде была улица, которая соединяла Чор-Су с Бухарскими воротами и воротами Ахани. При Тимури ее расширили и она превратилась на крытый торговый пассаж. К ней

на северо-запад примыкали два крупных монументальных комплекса - соборная мечеть Биби-Ханим и медресе-ханим.

Вторая улица, не менее важная, соединяла восточные ворота цитадели с воротами Фирюзи, через которую проходил путь на Шахрисабз - родину Тимура.

После Тамерлана правителем в Самарканде стал его внук - «ученый на троне», астроном Улугбек. При нем построенные обсерватория, несколько школ и другие гражданские сооружения, а в 1420 году - медресе Улугбека (рис.7.21). Своим восточным фасадом медресе выходит на площадь Регистан (это слово означает «песчаное поле»).

В плане медресе Улугбека представляет собой ансамбль зданий, сгруппированных вокруг замкнутого прямоугольного двора. Западную сторону двора занимала мечеть, которая служила одновременно и аудиторией. Вокруг двора шли два яруса открытых извне арок лоджий, за которыми прятались кельи для учеников. Середина восточной стороны двора занята грандиозным пештаком с арочным отверстием, которое связывает двор медресе с площадью Регистан. Такие же пештаки, но меньшего размера, расположенные с трех других внутренних сторон медресе. Западный пештак служит монументальным входом к мечети. По углам медресе Улугбека поднимаются четыре минарета.Виднейшие архитектурные элементы медресе Улугбека - это, бесспорно, большие пештаки, особенно главный, что обращенный на площадь Регистан. Портал этот имеет чисто декоративное значение. Создаваемое им впечатление монументальности и величия достигается чрезвычайно простыми приемами, в первую очередь превышением размеров портальной ниши. Архитектура медресе Улугбека вообще оперирует не трудными кирпичными массами, а легкими, декорированными орнаментами, поверхностями. Рельефные детали стен в виде карнизов, выступлений, рустовок, которые бы свидетельствовали о тяжести и массивности стен, почти отсутствуют. Мелкий орнамент и вдобавок изложен диагональными узорами, да еще и голубыми и синими цветами, непривычными для трудного строительного камня, отвлекают от мысли о тяжести строительных материалив.

Несмотря на беспрерывные феодальные войны и перемещение столицы ханства в Бухару, в XVII столетии застройка Регистану продлевалась. Площадь приобрела тот вид, в котором мы можем ее видеть после проведенной во второй половине ХХ столетие тщательной реставрации.

В 1616 - 1636 годах на месте опустившейся ханаки (монастырской обители) Улугбека наместник бухарских ханов в Самарканде Ялантуш-Бийбахадур построил новое медресе, названное Шир-дор («маюче левов»), так как на мозаиках тимпанив на пештаку изображенные гривастые полосатые хищники, которые преследуют белых ланей на фоне солнечных дисков (рис.7.22).

Шир-дор стоит напротив медресе Улугбека, образовывая традиционный для Средней Азии ансамбль «кош», т.е. парный. Главный фасад Ширить^-дору воссоздает основные членения медресе Улугбека, но в других пропорциях, значительно отличных формах и с другой художественной техникой декоративного оформления. Впервые в Средней Азии имя зодчего - Абдул-Джаббара - введено в орнаментированные надписи. Планирование здания, сравнительно с медресе Улугбека, упрощенное, хотя это тоже очень большое сооружение - ее общие размеры в плане - 70х56 г, размеры внутреннего двора - 38х38 г.





Вернуться назад