Новые города в Европе - тенденции 1980- 1990 лет

Главная - Архитектура - Новые города в Европе - тенденции 1980- 1990 лет

После окончания второй мировой войны в Европе началось ускоренное цивилизационное развитие. Нужды отладки всех сфер жизни, разрушенных войной, остро поставили проблему дальнейших направлений развития урбанизации. В большинстве случаев восстанавливалась исторически сформированная сеть расселения - восстанавливались и реконструировались многочисленные исторические города, вместе с тем в ряде стран были обработанные программы строительства новых городов. Такие программы в разное время касались национального или регионального уровня, но общая цель в них была подобная - ликвидировать диспропорции и неравномерности в развитии урбанизации в тех или других регионах, избегнуть чрезмерной концентрации населения в отдельных регионах или городах, приблизить жителя индустриального города к природе и тем самым создать благоприятные пространственные условия для общественного и экономического развития.

Специалистам известные довольно подробно описанные в литературе правительственные программы послевоенного строительства сети новых городов в Великобритании и меньшие по объему урбанизацийни программы Франции, Нидерландов, стран Скандинавии, а также бывших "социалистических стран" центрально-восточной Европы (1), (2), (3).

Последняя четверть ХХ ст. отметилась бушующим технологическим прогрессом "третьей промышленной революции", что привел к общемировым (глобальных) цивилизационных изменений. Это, в свою очередь, сформировало новые предпосылки дальнейшего развития урбанизации в развитых странах, где постоянно возрастает роль в общей сети поселений - ячеек научно-технического прогресса.

Сравнительно с предыдущими этапами развития урбанизации изменились мистоутворюючи факторы и предпосылки, существенно выросшая роль научно-образовательных и научно-технологических, а с другой стороны - архитектурно-ландшафтных факторов. Заметим, что согласно этим факторам можно провести низменность новых городов Западной Европы, заложенных в последней четверти ХХ ст. на две группы : а - города передовой науки и техники, где основной функцией являются обеспечения благоприятных пространственных условий для научных исследований и внедрение их в производство (B & R, Business and Research)(бизнес и исследование); бы - города, основной функцией которых являются обеспечения комфортной жилой среды в привлекательном окружающей среде.

При выборе местоположения (локализации) городского поселения группы "а" основное внимание предоставляется следующим характеристикам территории.

Наличие (или возможность обеспечения в коротком времени) рабочей силы разной квалификации. Нужны высококвалифицированные научно-технические кадры для выполнения научных исследований и внедрение их результатов в производство и менее квалифицированные работники для работы непосредственно в производстве, торговле и обслуживании. Такая ситуация требует обеспечения соответствующих пространственных условий для высококвалифицированных кадров и одновременно предоставление возможности трудоустройства людям низких квалификаций.

Наличие высших учебных заведений (университетов) и научно-исследовательских организаций в месте локализации нового поселения. Здесь может идти речь о непосредственном территориальном соседстве или об удобных транспортных связях. Имеется в виду, что научный работники могут заниматься прикладными исследованиями для промышленности, а инженерные кадры предприятий - принимать участие в учебном процессе.

Архитектурно-ландшафтная привлекательность территории приобретает первостепенное значение при выборе места для нового поселения. Речь идет о возможности формирования в приятном естественном окружении комфортной жилой и производственной среды с обустройством соответствующих территорий для отдыха и розваг.

Транспортная инфраструктура в данном случае больше касается обеспечения передвижения людей чем продуктов (товаров). Важнейшим есть обеспечения быстрого внешнего транспорта, поэтому места локализации тяготеют к аэропортам и автострадам общегосударственного и международного значения.

Научное обслуживание и "политический и бизнесовий климат". Необходимым условием является наличие "на месте" научных консультантов и возможность непосредственного общения с ними кроме общего доступа к информации в других формах. Определяющую роль у формирование нового поселения сыграет содействие местной власти и политических структур и организаций.

Расположение нового поселения в пределах большой агломерации (эффект агломерування) принадлежит к положительным факторам, поскольку разрешает расширить сферу труда и послуг.

Соблюдение приведенных выше постулатов послужило основой для закладки и формирование новых городов - научно-технических ячеек в Великобритании и Франции на протяжении 1980- 1990-х лет.В Великобритании приобрел развитие "коридор М 4" ( М 4 Corridor ), т.е. регион к западу от Лондона, который прилегает к автостраде М 4 Лондон - Бристоль. В зоне "коридора" длиной 120 км и шириной 50-60 км происходит довольно интенсивная "научно-техническая урбанизация", которая состоит в большом количестве инвестиций типа В&R ( Business and Research) (бизнес и исследование). Следствием этого является ускоренное развитие существующих малых городов на новой мистоутворюючий основе (Свиндон, Ридинг) и преобразование поселков городского типа у города (Брекнелл, Ньюбури).