СОФИЯ КИЕВСКАЯ

Главная - Архитектура - СОФИЯ КИЕВСКАЯ

На протяжении XIV-XV столетий киевлянам приходилось вести борьбу против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали мистограбижницькими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Едигей, в 1482 году - Менгли-гирейу XVI столетии усиливается гнет польских феодалов. В условиях завоевания украинских земель, порабощение и насильственого окатоличивание населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила цель объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченный униатами Софийский собор целиком пришел в упадок. Спорохнявила кровля, разрушились свод галерей, погибло много настенных розписив.

В 40-и года XVII столетие киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и основал при храме мужской монастырь. Собор было частично отремонтировано, вокруг него сооружено деревянные монастырские здания, а вся территория обнесена высокой деревянной изгородью. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для мурування стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном дому можно встретить кирпич разной величины. Вследствие неравномерности выжигания кирпичины имели разные оттенки - от темно- красного к светло-желтому. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилых помещениях стояли печи, облицованные узорчатыми глазурованными плитками, которое предоставляло интерьерам особого колорита.

В 40-и года XVII столетие киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и основал при храме мужской монастырь. Собор было частично отремонтировано, вокруг него сооружено деревянные монастырские здания, а вся территория обнесена высокой деревянной изгородью. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для мурування стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном дому можно встретить кирпич разной величины. Вследствие неравномерности выжигания кирпичины имели разные оттенки - от темно- красного к светло-желтому. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилых помещениях стояли печи, облицованные узорчатыми глазурованными плитками, которое предоставляло интерьерам особого колорита.

XVII столетие ознаменовано национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславськой совета.

В XVII - XVIII столетиях в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство. В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года началось за указом Петра и сооружение новых каменных домов вокруг собора. Строительство длилось по 1767 год. В этот период сооружен колокольню, трапезную, хлибню (пекарню), дом митрополита, западные ворота (Ворота Заборовського), монастырский мур, южную въездную башню, Братский корпус, бурсу. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные особенности украинской барочной архитектуры XVII-XVIII столетий.

За типом Софийский собор в Киеве - это п'ятинефний хрестовокупольний храм из крещатым пидбанним пространством и анфиладами боковых нефов, которые его окружают.

С трех сторон Софийский собор окружают два ряда открытых галерей - двухэтажная внутренняя и одноэтажная внешняя, образованная рядами пидпружних пиварок-аркбутанив. Со временем, очевидно в Хии-Хиии ст., внешнее галерею было надвыстроено. Из мероприятия к собору, между внешними галереями, пристроено две башни, в которых широкие ступеньки велели на второй сверх - „полати”. Очень интересные две светлые зала на втором этаже, которые назначались для князя и его почету.

Главный архитектурный эффект сооружение заключается в ее сложной и вместе с тем чрезвычайно гармонической композиции. Открытые арки галерей будто связывают сооружение с окружающей средой. йх ритм связан с декоративными нишами, которые украшают фасады, полуциркульными арками окон, дверных пройомив и, в конце концов, завершениями куполов. Сложность композиции нарощуеться снизу вверх и из края в центр. Собор завершается тринадцатью главами, из которых главная, более всего украшенных, - центр всего художественного замысла сооружения.

Композиция Киевской Софии имеет динамический характер не только извне, где он подчеркивается ритмом ризномасштабних элементов, а и внутри, где многочисленные, немного затемненные арочные анфилады контрастируют с высоким и светлым под банным пространством. Значительную роль в композиции центрального пространства сыграют торжественные трифориуми с тройными аркадами, которыми завершается рукава архитектурно-пространственного креста.В архитектурно-художественном замысле собора исключительную роль сыграет синтез искусств. Мозаики и фрески багатокольоровою гаммой укрывают стены, столбы, своды, арки и купола собора. Цветистые изображения и орнаменты с блестящим золотым фоном мозаик в центральной части храма удачно объединяются с легкими тонами фресковой росписи, которая украшает стороны центральной части, боковые нефы, галереи, помещение второго этажа и башни собора. Художественный эффект усиливают цветистые ковры мозаичных полов, резные мраморные украшения перед алтарной переограды, мраморные пороги и довирки отверстий, резные шиферные плиты, которые разукрашивают парапеты второго этажа.