Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст


Вопреки распространению новейших достижений европейского оборонительного и резиденцийного строительства, не только во второй половине XVI, но и в первой половине следующего столетия, прежде всего на Киевщине и активно осваиваемому в первой половине XVII ст. Левобережье и дальше сохранялось деревянное строительство. Вид деревянного киевского замка сохранили рисунки А. ван Вестерфельда 1651 г. Земляной замок с деревянными укреплениями во второй половине XVI ст. сооружено и во владениях князей Острожских в Степане. В конце концов, резиденция князя Острожского в замке в Остроге находилась тоже в деревянном дому. Павел Алеппський описывает новосооруженный деревянный дворец Мартына Калиновського в Манькивци на Уманщини, подчеркивая, что брусья его стен были подогнаны так мастерски, что швы не просматривались. Вообще деревянная резиденцийна архитектура имела довольно значительное распространение на украинских землях, тем не менее сохраненные письменные источники фиксируют лишь одиночные ее примеры.

Как правило, деревянными были и укрепление тогдашних украинских монастырей. Из первой половины XVII ст. походят их первые детальниши описания и найраниши изображение. Целый ряд деревянных укрепленных монастырей описывает П. Алеппський, отмечая, например, как одну из прикметних черт укреплений Густинського Тройцького монастыря наличие двойного ряда стен. Конкретное представление об укреплении такого рода на примере киевского Софийского монастыря дает рисунок А. ван Вестерфельда с изображением встречи литовского гетмана Януша Радивила и киевского митрополита Сильвестра Косовая перед Софийским собором 1651 г. В системе деревянных монастырских стен выделяется монументальная надбрамна башня, которая, бесспорно, имела не только оборонительное, а и репрезентативное значение. Скромниший вид имеют укрепление Микильського Пустынного монастыря на другой зарисовке голландского художника. Она лучше репрезентует особенности застройки монастырских комплексов: рядом с корпусами монастырских келий, которые примыкают к стенам, изображению монастыря фиксирует на обширному монастырском дворе также многочисленные отдельные свободно поставленные сооружения. Вообще планировочная структура и архитектурные особенности украинских монастырей рассматриваемого времени продолжают и развивают национальные черты строительной традиции.Активизация от начала XVII ст. католической экспансии на присоединенные к Польше украинские земли привела к тому, что в настоящее время, как никогда раньше, в Украине распространяются оборонительные католические монастыри. К найраниших среди них принадлежит построенный за мурами города и включенный в систему его укреплений монастырь бернардинив в Льве (от 1600 г.). От 1604 г. строился монастырь бернардинив в Сокали на Львовщине. В начале XVII ст. основан монастырь бернардинив в Заслави (изяслав), в котором под руководством Джакопо Мадлени 1610 г. завершено сведения строящихся укреплений. В Винницы в начале XVII ст. появились укрепление монастырей езуйтив и доминиканцив. К известнейшим монастырским комплексам первой половины XVII ст. принадлежит также монастырь доминиканцив в Пидкамени на Львовщине. Классическим образцом оборонительного монастырского строительства на территории Волыни выступает Тройцький Межирицький францисканський монастырь вблизи Острога (фундация князя Януша Острожского). Он включает костел и кельи, сооруженные на окруженном муром дворе. Архитектура выстроенных на украинских землях комплексов католических монастырей, естественно, репрезентовала местный вариант европейской традиции.

Жилищное строительство в городах. Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. значительного распространения приобрело светское строящееся строительство в городах. Здесь на первый план, разумеется, выдвигается Львов с его ренессансной застройкой Рыночной площади. Центром ансамбля была ратуша, которую перестроили в 1617 - 1619 гг., соорудив возле нее новую башню (не сохранилась). Вдоль рассматриваемого периода, перед началом XVII ст., на Рыночной площади построен ряд кам'яниць, которые принадлежат к виднейшим образцам тогдашнего светского строительства на украинских землях. Среди них центральное место занимает дом богатого купца греческого происхождения Константина Корнякта - единая в тогдашней жилой застройке города сооружение, которое заняло две строительных участка. Благодаря этому здание получило просторный внутренний двор, обрамленный с трех сторон обширними открытыми галереями с аркадами - уникальный в львовской жилой застройке пример перенесения на местный грунт характерного элемента итальянских палаццо с открытыми лоджиями. Объединение двух строительных участков разрешило распланировать значительный, как на львовские условия, за размерами внутренний двор, окруженный с трех сторон двухэтажной галереей на тонких круглых столбах. Как свидетельствует дата на портале главного входа, перенесенного со временем на тыльную сторону дома, дворец Корнякта завершено 1580 г. Через парцелю от него для мещанки Софии Ганель архитектор Петр Красовський по соглашению 1577 г. соорудил дом с декорированным бриллиантовым рустом фасадом, который вошел в историю львовской архитектуры под названием Черной кам'яници (верхний сверх надвыстроено в конце XIX ст.). Дом сохранил не только богатый декор фасада, но и отдельные редчайшие в Льве элементы декорации интерьеров - скульптурный портал с Распятием и багатодекороване обрамление окон в парадном зале второго этажа. К интереснейшим образцам львовского пизньоренесансного жилищного строительства принадлежит краеугольный дом Рыночной площади и улицы Ставропигийськой, сооруженный для Роберта Бандинелли, родственника известного флорентийского скульптора Баччо Бандинелли. Это одна из немногих львовских кам'яниць, которые относительно лучше сохранили первоначальное внутреннее планирование. На южной стороне Рыночной площади сохранилась с достроенным верхним этажом кам'яниця венецианского консула Антонио Массари. ее фасад декорирован бриллиантовым рустом, а на книге в лапах иссеченного над порталом венецианский лев помещен дату - 1600 г. На западной стороне Рынка внимание привлекает прежде всего краеугольный дом от кафедрального костела, который принадлежал семье Шольцив. Он выделяется скульптурным обрамлением, среди которого особый интерес представляет глава мужчины с бородкой в берете, помещенная в сандрику обрамление окна второго этажа. Среди львовских кам'яниць лучше всего сохраненный фасад имеет дом № 28, известный под именем своего владельца в начале XVII ст. врача Станислава Дибовицького. На интенсивном красном фоне стены выделяются сочные пластические рисованные черной краской обрамления окон. Кам'яниця Дибовицького единая в Льве сохранила первоначальные горизонтальные слухови окна чердака в скромно профилированном обрамлении.





Вернуться назад