СОФИЯ КИЕВСКАЯ


Архитектурно-художественный образ Софийского собора поражает своим совершенством и не уступает перед величайшими тогдашними сооружениями мира.

Интересно отметить одну особенность Софийского собора. За размерами он не такой уже и большой. Тем не менее исключительно удачная композиция ризномасштабних элементов создает впечатление грандиозности сооружения.

Имена строителей Киевской Софии неизвестные. Но мастера, которые строили Софийский собор в Новгороде, оставили свое автографы на стене башни. Это были Крол, Ножка и Якимя. Не исключенная возможность, что они приехали в Новгород с группой мастеров, которые только что закончили строить Киевскую Софию.

Киевский Софийский собор стал образцом еще для двух выдающихся древнерусских зданий: Софийского собора в Полоцке (1044-1066 гг.) и Софийского собора в Новгороде (1045-1052 гг.). Несмотря на много самобытных черт, в них ясно прослеживается киевский прототип. Обе сооружения в дальнишому имели огромное влияние на развитие архитектуры в северных и западных русских землях.

В Софийском соборе мозаики украшали лишь центральную часть сооружения, прежде всего алтарь. Интерьер разукрашивали главным образом фресками, которые не нуждались в дорогих материалах, были более простыми в выполнении и вместе с тем взыскивали огромный художественный ефект.

Стилистически фресковая роспись Киевской Софии близкий к мозаикам, все мастера работали по единому художественному замыслу и, наверное, среди них были такие, что могли выполнять мозаики, и фрески.

Составление программы росписи фресок и мозаик було соответствующей задачам. Во-первых, учитывались требования заказчика, который часто сам непосредственно принимал участие в обсуждении композиций. Во-вторых, здесь действовали церковные каноны и правила, от которых отступить было невозможно, в-третьих, эта программа разрабатывала, художественные проблемы и, главное, композицию росписи в целом. Бытует мысль, которая работой по составлению программы росписей киевского Софийского собора руководил просвитер княжеской церкви при Берестовському дворце, а со временем - киевский митрополит Иларион, который был доверенным человеком Ярослава Мудрого.

В Софийском соборе, было осуществлено три цикла изображений: первый, что трактует евангельские легенды, второй - библейские легенды и третий - житийный, посвященный главным образом „чудесами” покровителей княжеского рода - святым Георгию, Анне и архангелов Михайлу.

Роспись Киевской Софии читается слева направо и сверху вниз, как книга. На сводах собора были изображены сцены из легендарной жизни Христоса: „риздво,” „стритення”, „преображення” и прочие, которые к нашим дням не дошли. Под сводом, в за амбарах, сохранились сцены из более поздний евангельских событий: „суд над Христосом”, „розп'яття” и т.п.. Ниже, на стенах, - сцены из евангельских легенд после „воскресиння” Христоса: „зишестя в ад”, „увирування Фомы” и прочие. Из этого цикла интереснейшая композиция „послання учеников на проповедь”, что намекает на недавнее принятие христианства на Движении. Все фигуры композиции выполнено приблизительно в одном масштабе, лишь Христос больший за другие. Композиции мастерски вписанные в плоскости пивциркульних закомар и участки стен. Фрески выполняли первоклассные опытные художники, о чем свидетельствуют четкий рисунок, сдержанная, но тонко подобранная гамма.

В обрамлении древнерусских храмов Х-Хи ст. значительную роль сыграет ризьбярство. Древнерусские скульпторы - „камяносечци”, разрабатывали орнаментальный рельеф, архитектурные детали и оздоби, которые украшали христианские храмы и княжеские дворцы. В этих видах обрамления древнерусские мастера достигли высокого совершенства.Для резного обрамления монументальных сооружений в Киевской Движении употребляли два материала - мрамор и розовый шифер. Мрамора на Движении не было, его привозили большей частью из острова Проконнесу в Мраморном море, где в то время находился известный на весь мир центр по добыче и обработке мрамора. С Проконнесу привозили и готовые изделия из мрамора - колоны, капители. Наверное, с Проконнесу везли на Русь и мраморные саркофаги, в том числе - известный саркофаг Ярослава Мудрого, что стоит в Софийском соборе. Резные проконнеськи мраморные изделия служили образцами для киевских мастеров, которые специализировались на другом, сугубо русском материале - овруцькому розовом шифере. Под Овручем издавна сводились многочисленные мастерской по изготовлению из шифера разнообразных изделий. Розовый шифер хорошо колется на плиты и прекрасно режется. Это - замечательный материал для полов, карнизов, парапетов, алтарных перегородок, которые их ставили в те времена вместо иконостасив.

Исключительно интересные орнаменты на шиферных плитах киевского Софийвського собора, которые образовывают парапеты второго этажа. Несколько их еще и до сих пор сохранилось. Каждая плита - отдельная композиция. Основной орнаментальный мотив - это плетение, вписанное у круга и ромбы. В кругах - розетки, в напоминают старинные славянские солнечные знаки, стилизованные цветы, венки. Над портретом дочерей Ярослава плита, в центре которой геральдическая фигура орла. На плитах, которые ограждают южную аркаду, видим то мелкий сетчатый орнамент, то изысканный узор из плетения, то перевитую лентами решетку с изображениями раков и рыб - карасей, сплетен, лещей, окуней. Антропоморфные мотивы в роскошной резной одежде Киевской Софии отсутствуют.





Вернуться назад