СОБОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ПиЗи

Главная - Архитектура - СОБОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ПиЗи

В X ст. в Европе составляется архитектурный стиль, который его довольно условно называют романским. К тому времени в политической жизни европейских стран наступает определенная стабилизация. Окончательно формируются феодальные отношения, постепенно оживают города, развиваются ремесленничество и торговля. Европа просыпается от сна раннего средневековья. В те времена мастера-крепостные строили главным образом феодальные замки и монастыри под руководством монаха-архитектора. В монастырях появляются архитектурные школы. Особенно определилась такая школа в Каюнийському аббатстви в Бургундии (Франция), откуда шли архитектурные влияния. Романская архитектура отмечалась трудными, массивными формами, пивциркульними арками, коробочными, крестовыми и купольными сводами, сдержанными скульптурными украшениями. «Трудным молчанием» назвал романскую архитектуру большой французский скульптор Огюст Роден.

Широкого распространения романская архитектура приобретает 1000-после го года, когда, по словам бургундского монаха Рауля Глабера, что жил в начале XI ст., «после трех лет, которые прошли от тысячного года почти по всей земле, и особенно в Галлии и Италии, начали перестраивать церкви. Говорили, что мир, сняв из себя лохмотья старости, оделся белым покровом церковных сооружений».

Среди многочисленных сооружений и ансамблей романской архитектуры выделяется соборный ансамбль в Пизи - один из величайших шедевров средневековой архитектуры. Тосканська романская архитектурная школа, к которой принадлежит Ливанский ансамбль, значительно отличается от инших.

Через Италию проходили главные торговые пути, итальянские города имели более всего удобств от крестовых походов, которые начались в настоящее время. Пиза была одним из первейших итальянских городов, где начали строительство нового городского центра, но на окраине города, на широком зеленом луге, который со временем было обнесено строящимися стенами.

Строительство ансамбля длилось долго. Собор начал строить в 1063 г. мастер Бускето. Это был первый итальянский зодчий, имя которого дошло к нашим временам. В начале Хии ст. строительство завершал мастер Райнальдо. Позднее, в 1153 г., архитектор Диоттисальви начал строительство хрещальни - баптистерия. И, в конце концов, в 1173 г., как считают, мастер Бонанио и приглашенный из австрийского города инсбруку мастер Вильгельм начинают сооружать кампанилу - знаменитейшую падающую башню. Последние две сооружения достраивались в следующие года, а современного вида они приобрели лишь в XIV ст. Первое, что впадает в вече, когда осматриваешь пизанський ансамбль, - это необыкновенная красота и обворожительность. Все сооружения ансамбля будто излучают свет, переливаясь как драгоценные жемчужины нежными оттенками голубых, розовых, зеленкуватих топов мраморных колонн и облицовок фасадов и ярких вкраплений мозаичных инкрустаций. Ливанские сооружения в полной мере обозначенные античностью и чертами жизнерадостного искусства итальянских городов. Вот почему этот вариант романского стиля называют Проторенесансом или Передвидродженням.

Яркость светлых сооружений ансамбля подчеркивает темно-зеленый ковер газонов, которые укрывают всю большую площадь (теперь Площадь Искусств). Первое сооружение ансамбля - баптистерий (хрещальня), что будто встречает посетителей. Он круглый в плане и завершается большим куполом. Нижний ярус баптистерия окружает аркада с коринфськими колонами. Колоннада, которая опоясывает второй сверх, состоит из колон значительно меньшего размера. В верхней части колоннады идут высокие фронтоны и небольшие вежи-пинакли. Это детали следующего стиля - готики, их автором является скульптор Джованни Пизано (XIV ст.). Над колонами и фронтонами - замечательные скульптуры этого мастера, который начал искусство эпохи Возрождения. Треугольные фронтоны украшают окна верхнего яруса. Внутри баптистерия - прекрасные мозаики и мраморные резьбы, среди которых привлекает внимание кафедра, выполненная также Джованни Пизано.

Идя от баптистерия до собора, по левую сторону видишь высокую стену, украшенную арками, и вход, над которым стоит скульптурная группа «благови-щення» под высоким пикообразным фронтоном, который свидетельствует о позднее, готическое, его происхождение. Это - Кампо-Санто. старинное кладбище, в галерее которого находится огромная фресковая композиция «Триумф смерти».

Собор сияет белоснежной мраморной облицовкам, которая украшена ризноколирними мозаичными вставками геометрического орнамента. Нижний ярус собор украшен широкой аркадой, верхние четыре - вплоть до завершения фронтона - колоннадами. Внутри сооружения - стройные колоны, подобные по форме к античной архитектуре. Ансамбль завершает колокольня - кампанила. Она имеет восемь ярусов, высота ее 62 г. В ней мы видим некоторые архитектурные элементы, которые и в баптистерии, и в соборе: нижний ярус оповито аркадой, а все верхние - ажурными колоннадами, которые предоставляют сооружению легкости и исключительной живописности.Уместно напомнить читателю, который через неравномерное оседание грунта кампанила начала клониться уже во время строительства. Верхний ярус, построенный позднее, сделали вертикальным, благодаря чему кажется, будто сооружение обвито спиралью колоннад. В наши дни отклонения башни достигло 4,2 г. Когда смотришь снизу на кампанилу, а по небу бегут тучи, создается полная иллюзия того, что башня падает. Итальянскими и зарубежными специалистами разработано много разнообразных проектов, чтобы предотвратить ее падение, сохранить эту жемчужину в казне мировой культуры.