Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)


Среди памяток этого периода, которые сохранились, - ансамбль мавзолеев властителей государства Тимуридив и их семей - Шах-и-Зинда, основные здания которого сведенные в XIV - XV столетиях. Сегодня этот ансамбль плотно окружает городская застройка, но в прошлому вокруг него зеленела широкая лента фруктовых садов. Мавзолеи размещены на рельефе тремя группами - верхней, средней и нижней и связанные пешеходным путем, который пересекают чартаки (проходные ворота). Название Шах-и-Зинда означает «живой царь» и происходит от старинной легенды доисламивських времен, которую проповедники ислама решили использовать ради славы новой религии.

Рассказывают, что войско двоюродного брата самого пророка Магомета - Кусама - застыли неожиданно во время намаза неверные и всех порубили. И Кусам не растерялся: он взял свою отрубленную голову у руки и спустился в глубокий колодец, через который попал к раю. Гробница Кусама - это древнейший за временем сооружения мавзолей комплекса Шах-и-Зинда, что сведенный еще в Хи столетии. Это единое здание, которое не разрушили монголы, так как боялись мести чужого для них, но очень сильного святого. Погребение возле могилы святого Кусама, за средневековым верованием, обеспечивало блага и поэтому миру. Вот почему рядом с мавзолеем Кусама в XIV столетии были построенные мавзолеи семьи Тамерлана и его родичив.

Итак, основные здания ансамбля, которые сохранились, принадлежат к XIV - XV столетий, когда после сбрасывания монгольского ига здесь было создано большое государство Тимуридив. Сравнение ризночасових зданий Шах-и-Зинда обнаруживает постепенное увеличение абсолютных размеров зданий, стремление ко все большего вертикализму в решении интерьеров и экстерьеров (низкие полусферические куполки заменяют на рубчатые; на смену им приходят двойные купола, которые со временем становятся все стрункишими, их ставят на все более высокие барабаны). Не без влияния архитектуры караван-сарая внешние объемы теряют центричность; главный фасад за счет его повышения, художественного обогащения и устройство входа в высокой нише превращается в монументальный портал - пештак. Приземистые кубические здания, рассчитанные на фронтальное восприятие из близкого расстояния, превращаются в стройные композиции с высоко приподнятыми на барабанах бирюзовыми куполами (рис.7.12).

Ансамбль начинается входным порталом - пештаком, который был построен во времена внука Тамерлана - знаменитого узбекского ученого Улугбека, а украшенный уже при синие Улугбека. Об этом свидетельствует надпись, изложенная из цветных кафелей в обличкуванни входного портала: «Эту величественное здание основано АБД-АЛ-АЗиЗОМ-БАХАДУРОМ, сыном Улугбека, сына Эмира Тимура». За пештаком находится мавзолей Кази-Заде-Руми, выдающегося астронома и учителя большого Улугбека. Руми не приобрел за свою жизнь ни багатства, ни земель и к знатному роду он также не принадлежал. Но он был величайшим математиком и астрономом и потому Улугбек построил его усыпальницу рядом с мавзолеями эмиров и цариц, да еще и сделал ее немного высшей за них. Мавзолей Кази-Заде-Руми складеться с двух кубоподибних объемов, увенчанных очень стройными голубыми куполами на высоких цилиндрических барабанах. Барабаны куполов извне обходят куфични (арабский почерк) надписи, изложенные синими и голубыми кафелями.Дальше ступеньки ведут вверх, к второй чартаку. Сразу за ним по левую сторону и по правую сторону расположена несколько мавзолеев XIV - XV столетий. Среди них выделяется мавзолей Шади-мульк-ака. Его портал украшен мозаикой из майолики - кафелей, укрытых цветной поливой. На этом мавзолеи впервые появляется декоративное обрамление портала в виде сталактитив - пластического обрамления полукупольных перекрытий, которые похоже на сосульки, которые образовываются на стеле пещеры от просачивания воды через грунт. Такие конструкции использовались для перехода от плоскости стен к кривизне купола.

Всего в комплексе 25 мавзолеев. Большей частью это кубические сооружения под разными по форме куполами. Купола, порталы и стены мавзолеев покрыты цветными кафелями (рис.7.13).

За третьим чартаком височить ансамбль мавзолея Туман-ака, женщины Тимура. Она умершая далеко от Самарканда и так и не была похоронена в этом мавзолеи, расположенному неподалеку от мавзолея святого Кусама. Мавзолей Туман-ака очень красивый. Его кафеля и мозаики - вершина декоративного искусства тимуривськой сутки. Портал выглядит, будто богатый ковер, в котором переплетенные цветы, геометрические мотивы и надписи (арабески). Вырезная мозаика - очень трудоемкий, но чрезвычайно эффектный вид декора. Каждый ее элемент, даже найдрибниший, - сердцевины цветов, стебля, ростки - вырезанные с отдельных, очень точно плотно прилегающих один до одного цветных глазированных плиточок - кашин. Крохкий и мягкий кашин разрешает выпиливать сложные криволинейные фигуры. Глазурь (полива) - стекловидное покрытие на керамических изделиях, закрепленное выжиганиям, - имеет особый зеркальный блеск и очень чистый глубокий цвет. Эта многоцветная мозаика удивительно разнообразная. Используются преимущественно холодные тоны: белый, голубой, зеленый, синий, черный, что лучше всего допустимые в условиях жаркого климата. Цвета за степенями потемнения создают ривноступинчастий ряд. В некоторых мавзолеях ансамбля Шах-и-Зинда примененная рельефная майолика (рис.7.14).

Зодчие, которые создали здания Шах-и-Зинда, - замечательные мастера ансамбля. Мавзолеи, пештаки и другие его элементы связаны в единое целое благодаря использованию однотипных портально-купольных композиций, общей системе декора и близкой цветной гаммы, умелой разбивке сооружений на группы и сопоставлению, организации архитектурных картин и т.п.. Очень часто как композиционный прием используется протизиставлення портальных композиций.





Вернуться назад