Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)

Главная - Архитектура - Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)

Высочайший в Бухаре минарет - Калян - построенный в Хии столетии. Он имеет стройный круглый ствол, который утончуеться вверх и увенчивается фонарем. Ствол разделен на горизонтальные полосы, выполненные килимною кирпичной кладкой. Диаметр минарета внизу - 9 г, вверху - 6 г, общая высота сооружения - 45,6 г. Характер кладки принуждает вспомнить мавзолей Саманидив, где также самая стена одновременно была художественно-декоративным элементом благодаря фигурной кирпичной кладке. Купольное помещение внутри фонаря на вершине минарета окружено обходной галереей, через отверстия которой призывали на молитву сразу 16 глашатаев-муэдзинов. Здесь выполняли и смертные казни - последнюю жертву сняли с минарета Калян в 1884 году.

Построенная в первой половине XV столетие мечеть Калян - третья в истории Бухары соборная мечеть (джами). Первая, построенная еще в 1121 году, была сожженная Чингисханом.

Вторая, сооруженная в Хиии столетии, через недостатки конструкций разрушилась самая. Мечеть Калян объединяет в себе элементы колонного и купольного типов. Напротив ее главного фасада в 1535 - 1536 годах было построенное медресе Мера-Араб. Эти две памятки образовали наиболее большой в Бухаре архитектурный ансамбль «кош», что означает «двойной». Открытая площадка между джами и медресе стал главным общественным форумом города, где торговля и ремесла объединялись с культовым центром (рис.7.5).

В силуэте Бухары выразительно контрастируют вертикали минаретов и плоские крыши жилых кварталов «махалля». Огромными размерами также выделяются общественные здания. На узкие улочки города большей частью выходят только дверь. Все помещения как жилых, так и общественных и культовых сооружений сгруппированные вокруг внутренних дворов (рис.7.6; 7.7).

В центре Бухары находится крепость правителя - арк (рис.7.8). Рядом и вокруг - шахристан. Дальше идет внешний город - рабад. Арк содержал в себе жилье эмира, тронный зал, полицейскую управу, составы одежды, ковров, начинка, сокровищ. Здесь были также арсенал, тюрьма, ювелирные и другие мастерские, монетный двор, мечеть, мазары (мавзолее), другие здания.

Массивные ворота арку решенная в виде портала с двумя башнями с обеих сторон прохода и загратованою арочной галереей сверху. За галереей прячется музыкальный павильон. В нем в течение сутки специальным оркестром выполнялся цикл музыкальных произведений, за которым жители велели отсчет времени. С айвану, что находился перед музыкальным павильоном, члены семьи эмира смотрели на праздники и смертные казни на площади Регистан перед арком.

Своеобразный архитектурный ансамбль XVI - XVII столетий Ляби-хауз образованный тремя монументальными зданиями: медресе Кукельдаш на севера, ханакой (монастырской обителью) на западе и медресе Надира Диван-беги на востоке. С пивдня вдоль площади проходила торговая улица (рис. 7.9).

Организующим центром ансамбля был открытый бассейн Ляби-хауз, что означает «возле водохранилища». Небольшой за площадью (46х36 м), он всегда затенен высокими чинарами. В «в средние возрасты здесь располагался чайный базар.

Главный элемент ансамбля - более всего в Бухаре медресе Кукельдаш, сооруженное в 1568 - 1569 годах. Оно организованно по традиционной схеме восточного духовного училища - интерната. Размещенные вокруг большого двора жилья для учеников - худжри - представляют собой трьохдильни помещение, которые состоят из айвана, жилого и хозяйственного помещений. Особой красотой выделяется звездчатое багатокольорове майоликове облицовка внешних и внутренних стен медресе. На самом береге Ляби-хауза находится здание ханаки Надира Диван-беги, сведенная в 1619 - 1620 годах. Вид памятки незабываемый. В зеркале бассейна виддзеркалюеться пештак с очень стройной центральной аркой, покрытой сплошным ковром кафельной мозаики. Завершает ансамбль фасад непривычного по архитектуре медресе Надира Диван-беги.На торговые улицы города выходили многочисленные лавочки, поставленные вплотную одна до одной. Некоторые из таких улиц были крытыми. На них выходили и большие торговые помещения, поставленные на перекрестках улиц. Одно из них - Таки-Заргарон (Купол ювелиров). В этом здании реализованная идея пространственной реконструкции, когда распор центрального купола на перекрестных арках (они сделаны, лишь бы купол был более легким) гасится куполами меньшего размера, расположенными вокруг большого купола. Такие сложные конструкции куполов характерные для пизньофеодального периода. Их применение повысило стойкость куполов при землетрясениях. Благодаря этому торговельно-купольне помещение Таки-Заргарон не только дошло к нашим дням, а и до сих пор применяется за прямым назначением. Внутреннее пространство этого монументального здания, которое имеет в плане размеры 44х44 г, всегда наполненный свежим воздухом и хорошо освещается солнечными лучами (рис.7.10).

Эволюцию середньоазийського зодчества периода средневековья лучше за все можно проследить на примере памяток, которые сохранились в Самарканде. Этому городу более чем 2500 лет. Оно возникло в V столетии к нашей эре. В 329 году к нашей эре летописи упоминают Мараканду (так назвали этот город греки) в связи с походами Александра Македонского. В 1220 году город було дотла разрушен монгольскими нашествиями, а его население полностью истреблено. После смерти Чингисхана в 1227 году монгольское государство распалось. Новый подъем культуры долго задерживался жестокими феодальными междоусобными войнами. И вопреки этому в XIV столетии было созданное большое государство Тимура и Тимуридив. Тимур (Тамерлан) превращает Самарканд на столицу - «лицо мира». Знаменитость города выходит далеко за границы Средней Азии (рис.7.11).