АРХИТЕКТУРА БОЙКиВСЬКОй ЦЕРКВИ


Относительно выбранных нами 240 видных профилей деревянных церквей, среди которых преобладают памятки более или менее характерные для бойкивського типа. Это из этого числа все образцы архитектуры XVI возраста и значительное количество памяток XVII век надо причислить к национальному фонду.

Уже такие древнейшие церкви, уцелевшие к нашим дням, т.е. сверх четырех сториччив, будучи построенные с деревья, как в Потеличи -года 1502, Ковели - года 1505 (совсем недавно ее знесено), в Улючи - года 1510 (или 1517), в Суходолах - года 1580, в Коломыи - года 1587 и в Колодному -XVI возраста, - все они не только „прадиди" более поздний деревянных храмов на Украине, но и очень ценные образцы художественной композиции, в которых пролит свет на предыдущую исчезнувшую уже мастерство и заложена основы развитой позднее творчости. Каждая с вищеперечислених церквей имеет образцовые пропорции, свой индивидуальный образ и наклон к характерно украинской мальовничости.

Не удивительно, что после опыта, приобретенного в XVI возрасте, в начале XVII века ощущается большой творческий подъем в архитектуре из дерева, появляются такие замечательные образцы национального фонда, как церковь в с.Мужиловичи - явилась около 1600 года, и еще цинниша своей монументальностью и живописностью церковь св.Юра в Дрогобыче - также около 1600 года. Этот храм - синтеза прошлого и творческий прогноз близкого будущего - есть одновременной синтезою двух искусств - архитектуры и монументальной живописи, проявленной в росписях интерьера. В этой памятке есть еще две черты, которые вносят заметное оживление у образ целого: открытая галерия и маленькая пристройка, которая оказывает содействие маштабному представлению о здании.

Церковь в Стрибаривци с 1605 года дает одно из первых порываний вверх центральной башни, которая намечает дальнейшее формирование пирамидально-ступенчатых башт.

Смелое сопоставление трех разнородных форм срубы даны в том же таки Дрогобыче, в церкви Здвиження с 1636 года.

В год решительных побед Богдана Хмельницкого за независимость Украины (1654 г.) появилась и такая оригинальная памятка, как массивная двозрубна церковь в с.Землекопы, с низкими, но очень широкими куполами. И такое отклонение от обычных традиционных форм должны войти в национальный фонд как поиск нового, еще имело згармонизованого образа.

Церковь в селе Новоселици с 1656 года с высоким стрильчастим акцентом над западном срубом интересная не только как пережиток готики в деревянной архитектуре, но и с блеском найденными пропорциями. Эти вместе взятые преимущества и дают основания включить эту памятку середины XVII возраста к национальному фонду украинской архитектуры.

И вдобавок возраста принадлежит почти симметрично уравновешенная церковь в Городке (с 1670 г.), привлекательная тонко и довольно оригинальное произведенными деталями, церковь в Седневе (XVII ст.), которая в свое время захватывала стройной барочной башней Тараса Шевченко. Обе эти памятки достойные включения их к основному национальному фонду украинской архитектуры.

В дальнейшем остановимся только на художественных памятках бойкивськой архитектуры с пирамидально-ступенчатыми башнями, которые имеют все данные для признания их таким национальным фондом, который им можно гордиться среди художественных свершений целого мира.Не повторяя анализа, только пересчитаем эти многоярусные церкви: в с.Ботелька Вижня (XVII ст.), в с.Данильче (XVII в.), в с.Радруж, хотя и не этого типа, но с многих взглядов интересная памятка, в с.Кульчици - со своеобразным решением трех многоярусных срубов без боковых башен (XVII), в с.Капора - замечательная пропорциональная памятка архитектуры мешанного лемкивсько-бойкивського типа с красивой средней башней в бойкивському духе (есть предположения, который с XVII век, но капитально восстановленная в XVIII возрасте), а дальше уже XVIII возраста - в с.Селеньиц 1700 года, в с.Цишки - с оригинальным решением перекрытия над опасением (1701), вс.Монахини (1718), в с.Раздел (1718), в с.Длинное (1723)- с выразительной ризновисотнистю боковых башен, в с.Крехив (1724), в с.Волчнив (1727), очень живописное здание храма в Топильници Горишний (1730), с особенно сильно выраженной пирамидальнистю средней башни в с.Черче (1733), в Чорткови-Вигнанци (1738) - с особенно высокой кровлей с заломом вместо боковых башен, в Турци Средний (1739), в с.Ужок (1745), в с.Опирець (1748),вс.Росолин(1750)-височезним перекрытием схиднього сруба, в с.Шеметкивци (1752) -с блестящим пляном высокого захиднього сруба, в Лисовичах (1755)- с верхними восьмигранными ярусами, а особенно в селе Кривка (1761), перенесенная к музею просто неба в Льве, - найхарактерниша бойкивська церковное здание с тремя стройными живописными башнями, памятка, которая давно уже вошла в казну лучших образцов украинского народнього искусства мирового значения.

Этот длинный список памяток архитектуры, показанных для включения в национальный, а в определенных случаях и в международной фонд виднейших образцов украинского искусства, можно пополнить еще памятками XVIII возраста: в селах Мшанець (1762), Верхний Бишкин (1772), Мошногир'я (1774), Шелестел (1777), Бусовисько(1780), Турка Долишня (1780), Шелестяни (1786), Гвоздець (1791), Яблинка Вижня (1791) - редчайшая п'ятизрубна бойкивського типа, Ботелька Вижня (XVIII), Таламаш (XVIII), Будилив (XVIII) и Забережет (XVIII).





Вернуться назад