АРХИТЕКТУРА БОЙКиВСЬКОй ЦЕРКВИ

Главная - Архитектура - АРХИТЕКТУРА БОЙКиВСЬКОй ЦЕРКВИ

В первую группу - архаические элементарные формы - включенные колокольни и церкви с четырехгранными формами и с простейшими пирами-дальними завершениями башен, которые считаются найархайчнишими.

Эти формы возникли очень давно, наверное, в первые годы после принятия христианства на Украине-Рухе 988 года. Ко второй группе - частично развитой формы принадлежат колокольне и церкви с кое-что осложненным строением башен, или с нарастанием в них ярусов или этажей, или с появлением вместо четырехгранных восьми-гранних элементов и восьмигранных пирамидальных завершений (в определенных случаях с появлением ступинчастости, заломов и т.п.).

К третьей группе - многоярусные развитые формы - принадлежат колокольне и церкви с дальнейшим усовершенствованием компонентов, таких как опасение, этажи с галереями, увеличенная ступенчатая багатояруснисть и утонченно барочные кротко выгнутые залом^-заломы-переход-заломы и завершения в виде барочных куполов и головок, увенчанных маковками и орнаментированными крестами.

К этой группе памяток, развитых более всего в ХVии-ХиХ веках, принадлежат наилучшие образцы бойкивськой архитектуры, которые представляют наивыше ее достижение в аспекте национального и мирового значения.

Именно к этой группе относятся найхарактерниши тридильни, тризрубни и завершенные тремя многоярусными башнями (к 8-мы ярусов) храмы с пятью живописными ступинчасто-пирамидальними башнями.

К четвертой группе - разные мешанные формы - принадлежат колокольне и церкви, формы которых имеют отклонение от охарактеризованных выше образцов, от того основного пути развития, которое довело церковные башни до 8 ярусов и оказывал содействие изготовлению найоригинальниших и наитоньше викинчених, с художественной точки зрения, храмив.

Среди этих отклонений различаем много нюансов нивеляций трех традиционных срубов, выведенных от земли.

Замечаем объединение четких тридильних расчленений в обобщенные объемы, у формы, объединенные общими кровлями, в общую форму церкви, основой которой является дом или жилой дом, с приближением такой формы к базилике, часто на два этажа.

В таких храмах нередко остаются только намеки на исчезнувшую традиционную тризрубнисть при участии ризалитов центральной нави в форме трех завершений, которые не составляют трех органических увенчаний отдельно выведенных башен, а е искусственно надвыстроенными декоративными формами на обычных чотирисхильних или восьмисхильних покривлях.

Случаются еще и формы церквей, подобный двухэтажным домам с одной маленькой башней, надвыстроенной на гребне кровли только посредине, или обозначение трех пунктов на гребне кровли (западной конец, ячейка и восточной конец) с помощью самых лишь трех крестов.Бывают и формы церквей, скомбинированные из фрагментов обычного дома и целой башни, выведенной от земли, и формы церквей с разными достройками с севера или пивдня.

Памятки национального г и мирового значения Во время многочисленных викладив на академических форумах об украинской архитектуре в дереве нам не раз задавали вопрос : какие именно памятки этого искусства считаем за такие, что имеют национальное значение, и которые - мировое.

Ответ с нашей стороны была, в основных чертах, такая:

к национальному „золотого фонду" памяток иародньой архитектуры зачисляем те образцы строительной майстерности, которые подпадают под одну из этих четырех категорий:

1) давность, т.е. исключительно счастливые обстоятельства, в которых определенная памятка с XV или XVI век сохранилась, хотя была построена с такого неустойчивого материялу, как дерево (что легко загнивает или сгорает);

2) характерность общего образа в понимании вирности традиционным национальным формам;

3)наличие своеобразных местных компонентов и деталив, которые обогащают формы национальной строительной майстерности; и