Становление и развитие рекламного дела в Украине

Главная - Реклама - Становление и развитие рекламного дела в Украине

— в 1906 г. — начинает выходить ежедневная "Киевская торговая газета";

— в 1909 г. — начинает выходить "Киевский вестник объявлений и справок";

— 1911 p. — вышел первый номер специализированного коммерческого журнала "Всемирный деловой посредник" (до 1914 p. выходил дважды на месяц);

- в 1912р. вышло 13 номеров ежедневной торгово-промышленной газеты "Коммерческая газета";

- 20-30 августа в 1913 г. в Киеве проходила первая русская спортивная олимпиада. Официальным органом олимпиады был журнал "Красота и сила".

Однако из 172 газет, которые выдавались в Украине в 1913 г. (накануне Первой мировой войны), на украинском языке издавались лишь несколько. В частности, "Совет" (Киев), "Дело" (Львов), "Буковина" (Черновцы), "Наука" (Ужгород). Соответственно и реклама была в основном русскоязычной. Наводим образец рекламы какао во время русско-японской войны.

Рис. Реклама какао фирмы "Ван-Гутен" (в 1905 г.)

(Маркетинг и реклама. — 2000. — № 2. — Февр.)

В 1906 г. по инициативе профессора В. Довнар-Запольського в Киеве было открыто "Высшие коммерческие курсы" и с этого времени в Украине начинается подготовка квалифицированных специалистов по экономике и торговле. В 1908 г. на базе курсов был создан коммерческий институт, который в 1912 г. получил статус высшего учебного заведения. Институт имел два факультета — коммерческого и экономического. При институте работал музей товароведения; музей имел информационное бюро по вопросам экономики, торговли и товароведения.Следующие периоды в истории Украины — времена Центрального Совета, гетманские сутки и время Директории — сбегаются с годами революции,

гражданской войны и военной интервенции. Какое место в общественной жизни Украины в 1917-1919 pp. занимало рекламное дело — предмет исторического исследования. Очевидно, она была в первую очередь политической, ведь бурные революционные события и политическая борьба невозможны без применения средств политического маркетинга, но основные акценты в этом вопросе могут расставить только історики-маркетоло-ги (по-видимому, должны быть и такие).

Приведенные даны — лишь небольшая часть наших знаний и представлений о том, как формировалась украинская реклама и рекламные коммуникации во времена не такой и давней нашей истории : XIX — началу XX ст.

Реклама в советское время

После бурных событий 1917-1919 pp. содержание и задание рекламы изменились. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных советов. В 1918 г. Совет Народных комиссаров своим декретом предусмотрел организацию при почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений для размещения их в печатных изданиях [27]. В 1919 г. в Киеве начало работать "Бюро украинской печати" (БУП), которое в 1920 г. было переименовано в УКРОСТА, а в 1921 г. — в РАТАУ. Главной целью РАТАУ было собирать информацию обо всех сторонах жизни Украины и распространять ее через средства массовой информации и пропаганды.

В советское время в связи с планово-директивным характером экономических отношений реклама потеряла свое основное назначение — быть инструментом конкурентной борьбы и продвижения товаров на рынок. Она была только средством информирования потребителей. Большое внимание в те времена уделялось таким направлениям рекламы, как рекламное оформление витрин, выставок, ярмарок, магазинов и упаковки товаров. В рекламе работало много талантливых людей — художников и дизайнеров, которые создавали рекламную продукцию в соответствии с тогдашними требованиями на достаточно высоком художественном уровне (например, созданное украинскими художниками рекламное оформление упаковки шоколадных конфет Киевской кондитерской фабрики завоевывало призовые места на международных торговых выставках в Токио и Париже). Но в рекламе не было основного — рекламной идеи, которая побеждает конкурента и завоевывает рынок.

В 1927 г. в Украине было основано централизованное радиовещание. Впоследствии радио стало самым массовым средством политической пропаганды, а с 1989 г. — и средством рекламы.