Становление и развитие рекламного дела в Украине

Главная - Реклама - Становление и развитие рекламного дела в Украине

В 1935 г. в Киеве вышел первый номер рекламно-информационного журнала "Торговый - информационный бюллетень" (в целом вышло 35 номеров).

В 1951 г. в Киеве начал работать телецентр— третий в СССР после Москвы и Ленинграда. С 1969 г. телепередаче транслируются в цветном изображении. В 1987 г. на телевидении появляются первые рекламные объявления.

В 1951 г. в издательстве "Росторгиздат" вышла книга В. Васильева "Советская торговая реклама" — первое основательное издание из рекламы в советское время. Реклама как дисциплина была включена к учебным программам торговых институтов и техникумов, для обеспечения учебного процесса были выданы учебники: Шерешев-ский М. Г. "Реклама во внешней торговле" (М.: Внешторгиздат, 1960), Беклешов Д. В., Воронов К. Г. "Реклама в торговле" (М.: Международные отношения, 1968), "Справочник по торговой рекламе" (М.: Экономика, 1972), Глазунова В. В. "Торговая реклама" (М.: Экономика, в 1976 г.), Усов В. В. "Торговая реклама" (М.: Знание, 1976) и др. Статьи по вопросам рекламного обеспечения торговли регулярно печатались на страницах журналов "Реклама" и "Советская торговля".

В 60-70-х годах в Украине были созданы специализированы рекламные организации: "Торгреклама" и "Украинское рекламное агентство" при Министерстве торговли, при Министерстве бытового обслуживания — "Побутреклама", в Укоопсоюзе — "Коопреклама".

С 1973 г. в Украине начала действовать Торгово-промышленная палата (создана на базе отделения Всесоюзной торговой палаты, которая существовала еще с 1944 г.). В 1974 г. создана Киевская торгово-промышленная палата.

В мае в 1964 г. в Украине при Государственном комитете по прессе были созданы издательство "Реклама" и фабрика печатной рекламы, при Министерстве внешней торговли — производственное объединение "Зовніш-торгреклама". Тогда же в Киеве и практически во всех регионах были созданы производственные рекламные предприятия.

В Киеве и областных центрах выходили большое количество общественно-политических газет и журналов, но длительное время появление рекламы на их страницах было большой редкостью. Лишь с 1973 г. реклама в газетах начала печататься регулярно и были созданы специализированы рекламные газетные издания "Київ-рекламний", "Харьковская реклама" "Одесская реклама" и др.

Впрочем, несмотря на то, что существовала централизованная и разветвленная служба рекламы, ее роль в развитии и деятельности торговли недооценивалась. В первую очередь это было связано с дефицитом большинства товаров широкого потребления и отсутствием потребности в рекламе — товары имели спрос при любых условиях.Существовал также идеологический подход к рекламе, который основывался на том, что в капиталистическом обществе реклама является средством надувательства народных масс и пропаганды капиталистического образа жизни. Считалось, что капиталистическая реклама слишком дорога и расходы на рекламу способствуют обнищанию населения. Исходя из этого рекламные расходы в СССР представляли 0,04-0,05 % от общего товарооборота (для сравнения — в США этот показатель был тогда на уровне 7-8 %). Это объясняет низкий профессиональный уровень текстов советской рекламы : рекламные обращения были примитивными и серыми — "Пейте томатный сок", "Летайте самолетами Аэрофлота" и тому подобное [27].

С переходом к новым условиям ведения хозяйства и рыночных экономических отношений отношения к рекламе и рекламной деятельности коренным образом изменилось.

Новая эра украинской рекламы

Началом новой эры украинской рекламы можно считать 2 декабря в 1988 г. — день, когда в Киеве вышел первый номер рекламно-информационной газеты "Посредник" — первого в Украине коммерческого рекламного издания новой формации (кстати, оно было первым изданием такого типу и в бывшем СССР). Создал газету киевский журналист Владлен Новожилов. Газета много лет удерживала ведущие позиции среди рекламных коммерческих изданий. Газета "Посредник" положила начало выходу в Украине многих принципиально новых рекламно-информационных изданий и деловых газет :

- В январе в 1990 г. в Киеве начинает выходить рекламно-информационная газета "Авизо".

— В сентябре в 1990 г. во Львове выходит газета "Галицкие контракты" — ведущее рекламно-информационное и деловое издание западного региона и Украины.