Проблемы защиты научно-технической информации

Главная - Науковедение - Проблемы защиты научно-технической информации

В статье 6 этого Закона отмечается, что к государственная тайна отнесена информацию в сферах: обороны (п. 1), экономики, науки и техники (п. 2), внешних отношений (п. 3), государственной безопасности и охраны правопорядка (п. 4).В части, которая касается научно-технической сферы, конкретизировано, какая именно информация является государственной тайной: о научных, научно-исследовательские, исследовательско-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства продукции и технологических процессов, которые имеют важное экономическое или оборонительное значения или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины; о военном, научно-техническое и прочее сотрудничество Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом будет наносить вреда национальной безопасности Украины [8, ст. 8].

Использование института государственной тайны в сфере информационных ресурсов - это мировая практика, обусловленная необходимостью обеспечения национальных интересов. Государственная секретность в разных формах имеющийся во всех развитых странах. Это суверенное право каждого независимого государства. Вместе с тем у мирового сообщества существуют и определенные международно-правовые ограничения и требования относительно создания и функционирование национальных систем защиты тайн

Таким образом, основой защиты информации есть ее засекречивания, т.е. введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к ней, для чего предоставляется соответствующий гриф документам, изделиям или другим материальным носителям этой информации

Для обоснования роли и места института тайн, направленных на защиту национальных интересов в информационной сфере, в частности относительно научно-технической информации, целесообразно проанализировать отдельные положения «Концепции (Основ государственной политики) национальной безопасности Украины» [1]. В разделе 2 этот документ определен, что национальные интересы Украины отображают фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его нужды в достойных условиях жизнедеятельности, а также цивилизованные пути их создания и способы удовлетворения

В этом положении использованные такие категории, как нужды, ценности, интересы. Рассмотрим их дефиниции. Информационные нужды - это необходимая личности, обществу и государству информация для решения повседневных, тактических и стратегических задач в политической, экономической, научно-технической, социокультурной, оборонительной, информационной и других сферах деятельности. Т.е. речь идет об информационных ресурсах, необходимых нациях для экономического и социального развития, развития государственности, взаимодействия с окружающей средой, сохранение собственной культурной идентичности, самовоспроизведение, самосовершенствования

Важная роль отводится демократическим ценностям - средствам (правилам, нормам) удовлетворение информационных потребностей человека, общественных организаций, государства, нации в целом, если такие нужды рациональные, санкционированные в духовно-социальном и правовом плане, одобрительно воспринимаются обществом и объективно пригодные для каждого, по крайней мере для большинства громадяндержави.

Некоторые исследователи рассматривают нематериальные ценности сквозь призму влияния на стабильность и применяют такую их классификацию:

- общезначимые (универсальные), санкционированные правовыми нормами, к которым принадлежат свобода слова, мысли, право на информацию, свобода информационной деятельности, защита базовых ценностей и интересов и т.п.;

- моральные, среди которых истина, справедливость, доброта, взаимопомощь и др.;

- этнические - обычаи, традиции, верование, святыни

При этом целесообразно учитывать субъективные представления отдельных людей и общественных организаций о том, что есть ценным, т.е. пригодным для удовлетворения общенациональных нужд. Вместе с тем субъективизм в осмыслении нужд и ценностей отдельного человека или отдельной общественной организации и навязывание обществу этих нужд и ценностей в виде национальных интересов всегда будет приводить к отрицательным следствиям. Следует помнить, что существует опасность такого навязывания со стороны правящих еліт, кланов, криминального бизнеса тощо.

Интересы - это политически, социально и психологически обусловленные представления людей о потребностях и ценностях. Они бывают индивидуальные, групповые (семейные, профессиональные, общественные, государственные) и общенациональные. Т.е. интересы отбивают желание, намерения, мотивы деятельности людей, социальных групп, организаций, государства, которые осуществляются на ценностной основе. А ценности отображают обязанности, рациональное сознание и нормативные основания поведения людей и созданных ими сообществ. Нужды, ценности и интересы в своей совокупности закладывают подпочву общественного сознания. Это важнейшие факторы мотивации как индивидуального, так и группового поведения и самоорганизации людей.Нормативно-правовые правила защиты научно-технической информации, которая содержит сведения ограниченного доступа, - это демократические ценности, которые в цивилизованных странах оцениваются на уровне прав и свобод человека. Ведь речь идет об информационных ресурсах, чем является национальным достоянием. Они должны работать на эффективное экономическое и социальное развитие и национальную безопасность страны. Защита прав субъектов Украины как внутри страны, так и в отношениях с внешним миром должны происходить на основе общепризнанных цивилизованных нормативно-правовихправил.