Документальные источники информации и использование их в научных исследованиях

Главная - Науковедение - Документальные источники информации и использование их в научных исследованиях

2. Методика работы над печатными литературными источниками

2.1.Требования к работе над литературными источниками

В процессе научного исследования робота над литературными источниками осуществляется на всех его стадіях. На подготовительной стадии изучения публикаций за справочниками, рекламой, проспектами, информационными изданиями и библиотечными каталогами оказывает содействие конкретизации выбора темы исследования и его объектов, а также разработке теоретических предпосылок будущей работы, ее методологического обеспечения. Изучение литературных источников помогает представить исследователю народнохозяйственную значимость избранной темы исследования, определить основоположные теоретические и методологические принципы выполнения ее.

Работа над литературными источниками ставит перед исследователем требование - научиться быстро читать, воспринимать и анализировать прочитанное, концентрировать внимание на главному, важному для раскрытия темы исследования

Причинами медленного чтения есть:

малая эффективность работы анализаторов при чтении - мовнорухового, мовнослухового и зрительных рецепторов, которые поставляют информацию в мозг;

малое поле зрения, регрессивное движение глаз (возвращение назад к прочитанному);

недостаточная мобильность внимания;

пассивность памяти;

дряблый механизм мышления, отсутствие привычек смысловой догадки;

малая осведомленность о лингвистической природе текста и ін.

Указанные причины медленного чтения основываются, с одной стороны, на данных, связанных с изучением механизма чтения как сложного психолого-физиологического процесса, а со второго - с познанием потенциальных возможностей человека

Чтение - это особая форма языкового общения - поиск, изучение текстовой информации. Оно является сложным комплексом физиологических и психологических процессов, в которых принимают участие органы зрения, языка и слуха. Управляющим органом является главный мозг, который обрабатывает информацию. Процесс чтения включает: восприятие напечатанного слова сначала глазами, потом выговаривания о себе и лишь после этого осознания его. Иначе говоря, человек пропускает текст через три канала -- зрительный, мовноруховий и слуховий. Такой общепринятый подход значительно тормозит процесс чтения и не оказывает содействие высокому качеству усвоения прочитанного. При этом можно определить несколько причин:

звуковой барьер - выговаривание читателем текста о себе, т.е. артикуляция, когда для выговаривания звука работают мовнорухові органы (горло, язык, зубы, губы, небо);

при выговаривании глаза долго задерживаются на одном слове, когда читатель способный мгновенно фотографировать целые комплексы напечатанной информации

Учитывая указанные причины, специальные пособия рекомендуют тренировать зрительное восприятие текста, который читают, способом "всеобъемлемости", т.е. водить глазами за текстом, зосереджуючись на центре листа. Если быстрое зрительное восприятие текста мешает понять содержание, то необходимо прочитать эту строку повторно. Тренироваться на быстрое чтение текста необходимо каждый день на протяжении 2-3 ч. сроком до одного месяца. Конечно, эти советы можно воспринимать в зависимости от психофизиологического залога каждого человека в частности.Скорость чтения необходимо дежурить с выписыванием отдельных определений сроков, понятий, подвергать логическому анализу, статистическим расчетам, группировать количественные (цифровые) показатели экономических процессов, стремиться понять обоснованность выводов автора произведения. Вместе с тем это не механическое переписывание отрывков из произведения, а следствие кропотливой и вдумчивой обработки и группирование начальных данных. Такая методика работы над литературными источниками дает возможность отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко сформулировать гипотезу исследования. После первичного обзора литературы, отобранной из библиотечных каталогов, ознакомление с аннотацией, вступлением, структурой, выводами и просмотра содержания выбирают способ изучения источника. Это тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение, которое супроводиться выписками, составлением аннотированных картоктощо.