Методология построения научной теории


3.Отсутствия нарушения закона причинности

4.Уравнения должны быть инвариантные по отношению к системе преобразований, которые считаются обязательными для всякой физической теории

5.Уравнения должны быть простые и стройные

5.Модельяк известно, в процессе познания модель выступает прежде всего в качестве источника информации об оригинале и служит средством ее фиксации. Эта фиксация особенно ярко высказана в знаковых моделях, которые представляют собой специфическую форму знания, тесно связанную с такими его формами, как теория, гипотеза, затон и т.д. В человеческой деятельности любая знаковая система, которая фиксирует знание о некотором объекте, всегда используется как его информационный знаменатель, т.е. термин"модель" оказывается применяется не только к описанию оригинала на некотором принятом искусственном языке, но и к нему естественно - языкового описания. Поэтому не случайно термин"модель" употребляется чаще всего как синоним понятий "гипотеза", "теория" и т. д.

Наряду этим, общепризнанным есть употребления срока "модель" для пометки описания объекту на языке спеціальнихсимволів.

Итак, в толковании модели как формы знания можно выделить две точки зрения:

1.Модель рассматривается, как весьма широкая гносеологическая категория для пометки любых знаковихсистем.

2.В класс моделей включаются лишь описания объектов на языке спецсимволів.

Вторая точка зрения представляется более приемлемой, поскольку при этом не только выделяются в особую группу в самом деле существующие знаковые системы, но и удается избегнуть чрезвычайно сложной и ненужной модернизации терминологии

Модель играет важную роль в систематизации знания и обнаруживает поэтому весьма тесную связь с разными его формами. В отношении к проблеме модель выступает: а) как средство решения проблем, возникших в процессе исследования оригинала; б) как источник новых проблем; в) как источник проблем и средство их решения одновременно.

Иллюстрацией к любому из обозначенных пунктов может служить такая знаковая модель, как таблица Менделеева.

Расширение области проблем ведет к расширению разнообразия моделей

В слоге теории идея может осуществлять свою функцию как в обход моделей, так и при их помощи, которая разрешает говорить об особых "модельных" теориях. В таких теориях модель выступает, как ядро теории и процесс исследования модели, представляет собой процесс развертывания теории. Модель органически врастает в тело теории и можно сказать, что в таком случае без модели нет теории

Тесное единство модели и теории, а особенно математизация теорий, дает некоторое основание для их отождествления. Однако, во-первых, существуют модели органически не связанные с теорией (таблицы, графика и прочее); во-вторых, хотя чаще всего теория из формальной стороны представляет собой систему большей частью математических символов, не смотря на это в сравнении с моделью она выступает, как значительно более сложная система

Современный обобщенный подход к моделированию разрешает рассматривать высказанные в символической форме законы как модели соответствующих явлений. Нередко модель выступает как сложное образование, включаюче ряд законов. Это показывает, что модель как форма знания тесно связана с законом, принципом, математической гипотезой и в некотором смысле совпадает с ними

6.ЗАКЛЮЧЕННЯ

Раньше я описала здание и основные требования к системе научного знания. Но хотелось бы еще раз вспомнить, что всякая теория в процессе своего развития стремится стать внутренне завершенной, непротирічною, систематизированной. Процесс систематизации знаний это не пассивный акт отбивания системной природы предмету, который изучается. Систематизация - активный творческий процесс, в ходе которого достигается более глубокое отбивание действительности, осуществляются научные открытия





Вернуться назад