Методология построения научной теории


Теория как система научного знания возникает не сразу. Важнейшую роль в ее становлении играет гипотеза, что является формой перехода от фактов до законов

Существует две точки зрения на существенность гипотезы. Согласно одной из них сроком "гипотеза" называется особого рода научная теория (П. В. Копнін). Здесь предположение играет ту роль, которую в теории играет идея. Но существует и другой взгляд, согласно которому гипотеза отождествляется с предположением

Однако нецелесообразно считать предположение гипотезой, поскольку существуют и такие предположения, которая нельзя назвать гипотетическими. Примером может служить известное в математике методическое предположение при доказательстве от противного, ідеалізуюче предположение в физике о существовании некоторого объекту (абсолютный нуль), когда с самого начала есть также предположения о невозможности его реального существования

Таким образом учитывая множество предположений целесообразно рассматривать их как особую форму мышления, которое имеет целиком определенное отношение и к гипотезе

Специфической особенностью гипотетического предположения есть реальность его мышления. Именно поэтому предположения оказывает содействие открытию новых фактов и их селекции, исходя из определенной позиции. Предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать разнообразные явления для того, чтобы проявить данные, подтверждающие или спростовуючі его.

Научный поиск, если им руководит гипотетическое предположение перестает быть аморфным, приобретает внутреннюю структуру и потому становится більшрезультативним.

Подчеркивая большую важность гипотетического предположения, следует отметить, что оно существенным образом отличается от догадки. Предположение в гипотезе вырастает из разнообразия фактического материала, в то время как догадка создается без достаточного основания. Например представление Левкіппа и Демокріта о том, что все тела состоят из атомов, не более ніжздогадка.

В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

1.Накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения

2.Формирование гипотезы, т.е. вывод следствий со сделанного предположения, развертывание на его основе целой теории - предположение

3.Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов такой проверки

Если при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Причем такое преобразование представляет собой процесс, содержанием которого есть как всестороннее развитие и углубления гипотезы, так и все более грунтовна ее практическая проверка

В обычной гипотезе делается предположение о физических свойствах объекту, а после этого уже дается его математическая теория. При использовании метода математической гипотезы последовательность действий прямо противоположная: сначала конструируется математическое описание объекту, а после этого находится физическое толкование полученных результатов. Чисто формальные, математические действия выдвигаются в авангард научного поиска

Как было подчеркнуто выше, прямая связь математической гипотезы с опытом весьма слабый. Однако это совсем не значит, что практика не руководит исследователем в этом случае - пусть хотя бы и косвенно.

Математические гипотезы должны отвечать:

1.Принципа відповідністі, т.е. при переходе к условиям бывшей теории новые уравнения должны переходить в бывшие

2.Соблюдению законівзбереження.





Вернуться назад