Логика Давней Индии

Главная - Логика - Логика Давней Индии

Уже в давних упанишадах («Чхандогья», «Мундака») «.идет речь о существовании нескольких самостоятельных видов знания., в перечне которых кроме Вед и разных магических искусств вспоминаются хронология, логика (риторика), этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука» [И].

Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители разных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика длительное время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства.

В истории индийской логики выделяют три основных периода, по-разному очерчивая хронологические рамки.

За В. Донченко

— первый период VI в.в. до н.э. — II — III в.в. н.э.;

— второй период. II — III ст. — Х ст.;

— третий период: XII — XVII ст. За М. Коадаковим [34]:

— первый период (ранняя буддистская логика) — VI — V в.в. до н.э. — II в.в. н.э.;

— второй период (деятельность школ вайшешика и ньяя) — ПИ-У ст.;

— третий период (расцвет буддистской логики) — VI — VIII ст.

Первый период

Уже в ранний буддистский период (буддистская логика к Дигнаги) были написанные трактаты о том, как эффективно вести диспуты. При этом в центре внимания стоял вопрос о сущности, видах и месте произнесения речей. Важного значения предоставлялось психологии мышления (не советовали выступать с речами в состоянии переутомления, сумму, гневу или какого-то другого сильного возбуждения) и собственно ораторскому аспекту речи. Обращалось внимание и на логическую убедительность речей и необходимость соблюдения правил логики

Тогдашние мыслители различали шесть видов речей :

— речь о себе;

— красивая речь, которая дает наслаждение (художественное слово);

— речи диспутов, в которых собеседники, втянутые в дискуссию, выражают противоположные мнения по поводу определенного тезиса,

— «глупая речь», в которой выкладывается ошибочное учение;

— правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание;

— речь, в которой выкладывается истинное учение,

Считалось, что первый И второй виды речей могут быть как «хорошими», так и «глупыми»; и с этим надо считаться. Третьей и четвертой — всегда «глупые», потому их необходимо избегать, А пятый и шестой — всегда «хорошие», их надо всегда применять.

Рознили речи и за местом произнесения :

— перед царем;