Логика средневековья


Логика средневековья (схоластическая логика).

Относительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.

Средневековая логика, как и философия в целом, была поставлена на службу религии. Главное ее задание заключалось в обосновании догматов религии, доведении существования Бога, объяснении вопросов сотворения мира и бессмертия человеческой души и тому подобное. С этой целью обращались к аристотелевскому учению. Господствующим направлением логики средневековья была «схоластическая логика», которая, популяризуючи логику Аристотеля, в то же время обусловила негативное отношение к ней. «Превратив логику Аристотеля в мертвую, бесплодную науку, средневековые схоласты поддали ее учение утонченной обработке.».

Петр Испанский сыграл большую роль в разработке логики Аристотеля и стоиков. Его труд «Суммули» (какая переиздавалась почти 50 раз) был основным пидручником1 Западной Европы в эпоху средневековья.

С целью лучшего запоминания логических знаний ученые средневековья нередко удавались к мнемоническим (грец. тпетопикоп — искусство запоминания) средствам: искусственно созданных схем, условных знаков, символов и тому подобное.

Михаил Псьол, логику которого называли «искусством искусств» и «наукой наук», в своем «Синопсисе» вводит для разных видов суждений символические обозначения (А, И, Е, О) а для разных модусов силлогизма — специальные слова, гласные которых помечали количество и качество суждений, которые входили в состав соответствующей разновидности силлогизма.

Раймонд Луллий построил «логическую машину», с помощью которой получал разные сочетания понятий. Эта идея была воспринята его современниками с недоверием. Однако уже в XVII ст. идея Р. Луллия о машинизации умозаключений, мыслимых процессов имела большое влияние на основателя математической логики немецкого философа Готфрида-Вильгельма Лейбница.

Логика эпохи Возрождения

Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения защищали свободу научной мысли, призывали человека стать «своим собственным скульптором и творцом», направляться к безграничному совершенствованию своей природы. Однако отношение их к науке о законах мышления (к существующей тогда схоластической логики) в целом было негативным, а новых идей относительно ее совершенствования возникало немного.

Возрождение — переходная эпоха. Это касается и логики, которая, постепенно заступая схоластику, вместе с тем унаследовала немало характерных для нее признаков. Борьба против схоластизованого Аристотеля стала своеобразным лозунгом этой эпохи. Под ним объединились представители самых разнообразных направлений.

Еразм Роттердамський в шутливом произведении «Похвала глупости» едко высмеивал логику схоластов, которые представляют себя всезнайками и провозглашают пустые и бессмысленные речи об идеях, всезагальне, формы, первичную материю, сущность и другие подобные «тонкие предметы». Остроумно высмеивалась схоластическая логика и в другом выдающемся произведении, анонимно опубликованном в 1515-1517 гг. под названием «Письма темных людей».

Так была осуществленная попытка уточнить определение предмета логики. Лоренцо Валла положил начало так называемой риторической логике, а П'ер Раме завершило это направление в логике. При этом они ориентировались на нормы логики и риторики, которых придерживался Цицерон (II — И в.в. до н.э.)

Ученик Помпонацци Дзабарелла (XVI ст.) придерживался других взглядов. Он требовал сурового разграничения логики и онтологии. Предметом логики, по его мнению, является мышление, а не объективно существующие вещи.

Иначе понимал предмет логики и ее значения Меланхтон, который считал логику педагогической дисциплиной. Он утверждал, что логика не может быть орудиями научного исследования, средством открытия новых истин. Задание логики заключается в том, чтобы учить, как предоставить научному материалу формы, максимально эффективной для восприятия учениками. Ценность изучения логики заключается в помощи, которую оно предоставляет при усвоении научных дисциплин, уча, как надо давать определение, делать логическое разделение понятий, как оперировать суждениями и строить доведение.





Вернуться назад