Обычаи и обряды на Украине


ВСТУПЛЕНИЕ

Сложный и тривалиий путь развития прошли украинские календарно-бытовые обычаи и обряды. Такое название они получили через звязок с календарными циклами (зимой, весной, летом, осеннюю), от которых непосредственно зависел быт наших предков. Временами их еще называют аграрными, т.е. связанными с определенными видами хозяйственных работ (севом, пестованием посевов, собиранием урожая). Но это верно лишь к определенной мере, поскольку значительная часть тех обычаев и обрядов возникшая задолго к тому, когда наши предки познали хлебопашество.

Знание естественных циклов и ориентация во времени формировались еще на той стадии, когда давнее население на территории Украины вело привласнювальну форму хозяйствования, т.е. существовало исключительно за счет охоты и збиральництва. В зависимости от поры рока оно перемещалось из места на место, т.е. придерживалось полукочевого образа жизни, чтобы обеспечить себя достаточным количеством пищи.

Ныне почти ничего неизвестно об обычаях людей каменного века (палеолита, мезолита). Но это не означает, что ни одной обрядности в них не было. Быт тех народов, чей образ жизни к недавнему времени отвечал первоначальной стадии, которую давным-давно прошли наши предки, удостоверяет, что обычаи и обряды, приуроченные к началу или окончанию определенного естественного сезона, были и в них. В этом убеждает более близкое знакомство с обрядовыми циклами.

Миновали тысячелетие, пока давние люди приручили зверей, научились выращивать хлеб. Переход от привласнювальной до воспроизведенной формы хозяйствования послужил причиной изменения образа жизни. Охота на зверей изменяется на животноводство. Збиральництво постепенно перерастает в хлебопашество; вместо странствующего образа жизни наступает относительная оседлость,

продолжительное проживание на определенной территории. Но первоначальные формы жизни не исчезают бесследно, а дополняют новое хозяйственное устройство. Эта закономерность присущий и обрядности, в которой давние обрядовые действа постоянно дополняются новыми.

Параллельно с изменением образа жизни наши предки приобретали все новых и новых знаний. На их базе формировалось определенное мировоззрение как система взглядов на образование мира, понимание в нем места человека. Ее взаимоотношений с другими людьми и окружающей природой. Давние люди довольно хорошо сознавали значение естественных явлений для своего существования. Еще в дописемний период они старались каким-то чином фиксировать свои знания о природе, добытых в процессе приспособления к ней. Постепенно формировалось понимание влияния разных небесных явлений на сугубо земные дела людей. Это послужило отправной точкой для возникновения современной астрономии. С ее зарождением формируется система учета больших промежутков времени, которая базируется на периодичности видимого движения небесных тел (Луны, Солнца или отдельных планет).

Древнейшим во многих народов был месячный календарь. И это вполне естественно, ведь движение Луны очень легко наблюдать даже невооруженным глазом. Люди заметили, что возвращение Луны в небесному просторные в одну и ту же точку относительно Солнца происходит приблизительно через 30 суток; это хорошо прослеживается за месячными фазами - разными формами видимой части Луны.

Отсчет времени за Солнцем послужил основой солнечных календарей. Определенное время обе эти системы сосуществовали. На территории Украины уже в IV тыс. к н.э. пользовались лунно-солнечным календарем, за которым высчитывали периоды наступления весенних и пожилых праздников. Такая практика дийшла к нашим дням. Если праздника Рождества и Купала, которые делят годовой круг на две равные части, определяют за солнечным календарем, то Великодень и Зеленые праздники - за мисячним.

Разные по форме элементы учета времени позднее получили настоящее название - «календарь», которая происходит от латинского слова "саlеndаrium", дословно - «долговая книжка». «Календами» латинянины называли первые дни месяца, когда должники должны были платить своим кредиторам определенные проценты. Хотя термин«календарь» заимствован, но собственно системы учета времени были известные нашим предкам еще задолго к его возникновению. Из более поздний времен дошли к нам несколько календарей, которые называют аграрными. На них обычными засечками обозначали будни; косыми крестами, фигурками коней или всадников - праздничные дни; косыми и волнистыми линиями - периоды дождей; стилизованными знаками рала, серпа - периоды полевых работ. Одним из таких календарей был керамический кувшин, найденный в 1899 г. во время раскопок вблизи с. Ромашки на Киевщине. Почти через 70 лет археологи виднайшли еще два подобные календаря - кувшин в с. Малаешти (Молдова) и чашу в с. Лепесивка на Волыни. Все три находки принадлежат к II-IV ст. н.э.

Но такими календарями пользовались далеко не все. Астрономические подсчеты наступления того или другого сезона осуществлялись элитарной частью населения. К принятию христианства на территории Украины это были жрецы, служителе языческих храмов,- так называемые «волхвы», «видуни», т.е. лица, которые владели определенными знаниями, но держали их в тайне. Они и высчитывали периоды наступления стиранных сезонов, определяли связанные с ними календарные, праздника - сроки оказания почестей языческих божеств, которым поклонялись наши предки. Для большинства населения более близким был календарь, в основу которого положен вегетационный период, т.е. период активной жизни растительного мира. В наших условиях вегетационный год длится от последних весенних заморозков к первым осенним. С ним была связанная трудовая деятельность подавляющего большинства людей, поскольку знание начала или конца земледельческих работ мало практическое значение.





Вернуться назад