Развитие образования в период Киевской Движении и сутки козаччини

Главная - Культура - Развитие образования в период Киевской Движении и сутки козаччини

1. Пор Великокняжой Украйни-Руси

Украина имеет давние традиции образования. Еще Князь Киевский Владимир Большой, по словам летописца “начал братья у выдающихся людей детей и давать их в книжную науку”. Первые школы были образованы при кафедральных церквях, учителями и воспитателями становилось просвещенное духовенство. В школах учили читать, писать и считать. Основными книгами в школах были богослужебные книги, чаще всего Псалтырь. Порядок обучения предусматривал сперва освоение азбуки, потом отдельных составов, слов, в дальнейшем шло чтения прозы и поетики, в конце переходили к изучению грамматики, учили числа. Однако в математике не шли дальше четырех арифметических действий, которые практически необходимые для счета. Светское образование было низшим за религиозную, так как последняя требовала совершенного освоения Святого Письма[1].

Сеть школ княжеских пор не ограничивалась Киевом, центром государства. Так известно, что 900 г. поэтому Нестор-Летописец осуществил путешествие во Владимир-Волынский с целью “смотрения ради училищ и постановку учителей”[2].

Основой высшей науки был греческий язык, на западных украинских землях учили еще латыни и немецкого языка. Киевский митрополит (1147-54) Климент Смолятич, талантливый писатель и философ, писал, что в ХИИ ст. в Украине было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческой[1]. Со временем за короля Данила Галичского при его дворе считалось целиком нормальным знание 5-7 языков. Высочайшим ориентиром в образовании за Великокняжой Украйни-Руси было византийское образование, которое опиралось на достояние многих поколений и за своим уровнем стояла или не наивыше в тогдашней Европе. Но получить ее могли лишь единицы, которые достигали Царьгорода.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый считается основателем книжности, учености и образования в давней Украине-Руси. В “Повести временных лет” говорится: “Любил Ярослав книги. . . Собрал скорописцев много, и перекладывали они из греческого на славянское письмо. Написали они книг большую силу, ими поучаются верные люди и наслаждаются плодами глубокой мудрости. . . Большая польза от обучения книжному. Книги - будто реки, которые наполняют собой весь мир; этот источник мудрости, в книгах - бездонная глубина. . . В книгах - свет мудрости. . . ”[3]. В 1037 году основанная первая известная в нашем государстве библиотека - Библиотека Софийского Собора или за другим названием - Библиотека Ярослава Мудрого. По оценкам ряда исследователей она насчитывала свыше 950 книг[4]. Как установлено, большинство из них была церковными, богослужебными. Рядом с ними в Руси-Украине распространялись трактаты из истории, философии, права, естественных наук. Книжные мастерские были основаны и в других городах Киевской Движении - Новгороде Большому, Чернигове, Полоцку. Собственно, по нашему мнению, можно говорить об элементах просвеченной монархии времен Ярослава Мудрого.

Какие книги времен Киевского государства были особенно известными и популярными? Во-первых, это книги Святого Письма: Евангелии, Апостолы, Псалтыре. Найдавнише Остромислове Евангелие изготовленная в 1056-57 гг. в Киеве. Из писаний теологов наибольшей популярностью пользовались писание Ивана Златоуста. Дальше надо назвать разнообразные жизнеописания святых, в частности, короткие жизнеописания, предназначенные на каждый день - “Прологи”, помесячные жизнеописания “Миней” и сборники жизнеописаний святых какой-то одной страны - “Патерики”. Светский характер имели Сборники Святослава и сборника “золотых мыслей”, заимствованных из разных источников - так называемые “Пчелы”, а также, отчасти переводные повести “Варлаама и Йосафата”, “Александрия”, “Индийское царство”, “Троянская война” и др. [5]. Их читали церковнослужители, светские люди при дворе, княжеские семьи, их просвещенное окружение и т.п..

Но при всем этом все же украинское образование и наука тех времен была очевидно менее развитой чем европейская, в частности, византийская. Не достигая их вершин просвещенные люди Киевского государства в основном занимаются переводами и изучением известных работ (например, учебников “Физиолог” и “Шестиднев” - с греческой). Но полных переводов классических греческих, римских и др. философов тогда в Украине еще не было. Отдельные выемки встречаются из Платона, Аристотеля. Оригинальных достижений в философии за Княжеских пор в Украине также неизвестно, равно как и в естественных науках, а также языковедении. Все это вынуждало любознательных славян искать знание “на чужом поле”, вбирать его из чужих источников. Летописец пишет: “Как пчелу видим, что по всем садам и зельям летает, из каждого из них собирая полезное, так и юноши, которые учат философии и хотят войти на высоту мудрости, всюду собирают, что лучше” [1].

Европейская ориентация, изучение и наследование лучших образцов науки и искусства - такие характерные особенности образования в Украине того времени. В истории, летописании, описательной географии попытки и успехи отечественных ученых того времени были заметные. Первый летопись, его называют Древнейшим, постав уже 1039 г. , на мысль И. Крип'якевича[1], при дворе киевского митрополита. Он дает глубокую ретроспективу версии истории человечества начиная от расселения народов после разрушения Вавилонськой башни. История Киевского государства здесь выписана в годах 862-1117. Летописания продолжают монахи Печерского монастыря, Никон Большой около 1069-1073 гг, Нестор-Летописец, который возле 1112 г. упорядочил “Повесть временных лет”, монахе Видубецького монастыря, в частности игумен Сильвестр возле 1116 г. , а также других монастырей [1]. Киевская летопись доказывает описание исторических событий до 1201 г. Своеобразным его продолжением является Галицко-Волынская летопись, которая обнимает период 1205-1292 гг. Вершин исторического и поэтического изложения достигла “Повесть о походе Игоря” историческая поэма о походе князя Игоря против половцев в 1185 г. Популярной была “Хроника Данийла Мниха к Святой Земле” - путеводитель к Палестине, написанный за византийскими источниками. Следует вспомнить еще много известных апокрифов, життеписань, поучений, где украинские авторы показали высокий уровень образованности, высокую нравственность, гуманность, поезд к знаниям. Вспомним хотя бы “Поучение детям” Владимира Мономаха, или “слово о законе и благодати” митрополита Илариона, “Паломник” игумена Данила и т.д.