Особенности культуры Старинной Индии


Особенности культуры Старинной Индии

Индийская культура занимает одно из видных мест в истории мировой культуры. Она характеризуется грандиозными достижениями на протяжении более чем тритисячолитнього периода развития, ей присущие не только долговечность, а и творческое восприятие достижений чужеземных культур и способность не терять собственные основоположные ценности. Наследственность индийской культуры в значительной мере грунтуется на социальных институтах (варны, касты, семья) и большом распространении общеупотребительного перечня религиозных ценностей среди состояний и общин. Характерной особенностью культуры Индии есть то, что в ней мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Второй такой чертой является то, что вся индуйстська литература, как религиозная, так и светская, дотла преисполненная намеками сексуального содержания и половой символики и откровенно эротических описив.

Начало древности индийской культуры относится к второй половине III тыс. к н.э. , а нижнюю границу определяют VI, IX и даже XII ст. н.э. Мы же условно очертим нижнюю границу первыми столетиями нашей эры, не выходя, таким образом, за хронологические рамки проблемы.

Первые известные нам центры индийской культуры существовали уже в ПИ тыс. к н.э. на берегах Инда, однако настоящего расцвета она достигла в II тыс. к н.э. , в эпоху "Ригвед". На основе большого собрания гимнов "Ригвед" было витворений своеобразную духовно-мировоззренческую систему индуизма - сердцевину индийской культуры. В эту же эпоху сложилась низменность общества на касты - явление, без выяснения которого невозможно понять характер и своеобразность индийской культуры. Именно в "Ригведах" были обгрунтовани нравственно-правовые мотивы деления общества на четыре состояния (варны) - брахманов (жрецов), кшатрийв (воинов), вайшвив (земледельцев, ремесленников) и шудрив (слуг).

Была произведена целая система жизни и поведения человека в зависимости от состояния. Например, законным считался лишь брак в пределах одной варны (эндогамия), это же касалось выбора профессии, занятие определенным ремеслом.

Индийская каста - результат продолжительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами. Окончательная низменность общества на касты закрепился в период раннего средневековья и представляет чрезвычайно сложное явление: так, в 1947 г. на время провозглашения Индии независимым государством количество каст достигло почти 3,5 тыс.

Из индийского эпоса известнейшая поэма "Рамаяна" (IV- II ст. к н.э. , написанная на санскрите). В центре поэмы - борьба царя Рамы против демонов (ракшасив). В средневековье поэма стала одной из священных книг индуизма. Почти на протяжении тысячелетия создавался древнеиндийский эпос "Махабхарата" (18 книг) на темы этические, религиозно-философские с использованием мифологических и исторических сюжетив.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система общественно-политической жизни основанная Буддой во второй половине И тысячелетие к н.э. Особого развития государственно-политическая жизнь на принципах буддизма приобрело во времена царствование Ашоки (середина III ст. к н.э. ). Сохранились многочисленные эдикты - выбитые на каменья по приказу царя надписи, расшифровки которых дает возможность реконструировать форму государственной жизни, мораль и культуру старинных индийцев. Выяснениный, что Ашока пропагандировал и утверждал в своем царстве довольно интересные морально-политические принципы. , которые базировались на буддизме. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем вооруженных нападений на соседей, а через провозглашение учения Будды, на котором базировалось справедливое правление страной, т.е. через добрый пример праведной жизни вообще. Отсюда те странные, как к тому времени, принципы человечности в управлении государством, которые пропагандировал Ашока. Подданных он объявил своими детьми, для управления которыми применял учение об ахимсе - незашкодження людям и животным. Хотя более поздний преемники зигнорували эти принципы и проводили типичную захватническую политику извне и тоталитарно-диктаторську внутри страны, все же в индийской культуре остались довольно глубокие следы ашокизму. Так, общеизвестное влияние на весь мир политики ненасилия, которую вел Махатма Ганди и благодаря которой Индия обрела независимость, - политики, которая находит все больше приверженцев и сегодня. На художественную культуру древнеиндийского общества глубокое влияние справили индуизм, буддизм и ислам, основанные на таких своеобразных философских системах объяснения мира, как джайнизм, брахманизм, локаята и др. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. С этой точки зрения поражают фрески пещер Аджанти и скальные храмы Еллори. Одним из чудес мира есть храм Кайласа. Это в самом деле уникальная памятка архитектуры: на протяжении 150 лет старинные мастера вырубали этот храм в скале, оздобивши его многочисленными скульптурными фигурами и барельефными композициями от цоколя до пирамидальных башен. В старике Дели среди известных памяток давности сохранилось город-крепость Лал-Кот (конец XII ст. ) с уникальной цильно-зализною колонной, возраст которой свыше 150 тыс. лет. Поверхность этого металлического исполина и до сих пор блестящая и не повреждена ржавчиной. Виднайти назначение колонны - задача для ученых будущего.





Вернуться назад