Особенности развития культуры в эпоху Средневековья


Особенности развития культуры в эпоху Средневековья

План

1. Особенности культуры Византии.

2. Исторические предпосылки становления культуры Средневековья.

3. Наука и образование в эпоху Средневековья. Развитие медицинских знаний.

4. Литература и изобразительное искусство средневековой Европы.

На протяжении всей своей тысячелетней истории Византия была центром своеобразной культуры, которая формировалась под влиянием римской, греческой и эллинистической традиций.

В культурной жизни разнообразная византийская культурология разграничивается на такие основные периоды:

1) отмирание античности и установление новой средневековой культуры в духе христианского вероучения (IV- VII ст. ); 2) культурный спад в связи с экономическим упадком и аграризациею мост (конец VII- начало IX ст. ); 3) новый культурный подъем Константинополя и других провинциальных городов (середина IX-X ст. ); 4) высочайшее развитие византийской культуры, обусловленное расцветом городской жизни (XI-XII ст. ); 5) упадок культуры, вызванный политическим ослаблением Византии (конец XII-XIII ст. ); 6) зарождение ограниченного византийского гуманизма, характерным признаком которого было восстановление античной образованности (XIV - начало XV ст. ).

Следует подчеркнуть, что культура Византии - это своеобразный мост от античности до средневековья. Одновременно этот мост соединяет культуры Запада и Востоку, является особым проявлением их синтеза, обусловленного географическим положением и многонациональным характером Византийского государства. Переплетение европейских и азиатских влияний, римский^-римских-греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, философский^-философские-религиозно-философские идеи, литературу та искусство Византии. Своеобразность византийской цивилизации заключается в том, что она отличается от средневековой культуры Западной Европы элементами восточных цивилизаций и наследственностью культур Старинной Греции и Старинного Риму.

В Византии существовала языковая та религиозная общность. Этническую основу этого государства представляли греки и еллинизоване население областей, где властвовали греческий язык и античные обычаи. Здесь долго сохранялась романизация административного аппарата, армии и судопроизводства. Государственным языком была латынь, а с VII ст. - греческий язык. В духовной жизни византийского общества властвовало христианство, античное культурное наследство здесь было подданная ощутимому влиянию его греко-православной разновидности.

Отличия православия от католицизма отразились в своеобразности философсько-богословських взглядов греческого Востока, в догматике, литургии и обрядности православной церкви, системе христианских этических и эстетичных ценностей Византии.

Поскольку византийская культура, в отличие от средневековой западноевропейской, опиралась не только на христианство, но и на античное наследство, это проявилось не только в искусстве, но и в науке, в частности медицинской. Врачи Византии были хорошо знакомы с произведениями медиков Греции и Риму.

Врач византийского императора Юлиана Отступника Орибазий (326-403 pp. н. э. ) собрал греческую медицинскую литературу и создал многочисленную медицинскую энциклопедию "Синопсис" в 70-ты томах. Кроме извлечений из работ разных авторов, Орибазий включил в книгу собственные выводы и обобщения.

Подобно к Орибазия, энциклопедистами в Византийской империи были Олександир Тральський, Аеций Амидийський (VI ст. ), Павел Егинський (VII ст. ). Создание таких энциклопедий стало значительным вкладом византийских ученых у сохранение научных знаний старинного мира.

В середине IX ст. в Византии образовываются высшие учебные заведения, где рядом с философией, математикой, астрономией, филологией излагалась также медицина.





Вернуться назад