Изготовление деревянных мозаичных изделий

Главная - Культура - Изготовление деревянных мозаичных изделий

Декоративно-ужиткове искусство - это один из видов художественной деятельности, произведения которого объединяют эстетичное и практическое качества. Декоративное означает "прикрашувальне". Что же к терийна "ужиткове искусство", то его ввел Сичинський. "Это название, - отмечал он, - начинает загально приниматься во всех европейских языках для определения тех областей искусства, которые оставляют вне архитектуры и малярством. . . До сих пор в искусствоведческой терийнологий для определения всех этих областей не было какого-то одного срока . . . Говорилось "артистичный промысел", "прикладное искусство", также "искусство декоративное", "промышленное", "производственное". Все эти сроки . . . не отвечают современному пониманию художественной работы и не означают в надлежащей мере свойств всех областей художественного производства. "

Основная задача декоративно-ужиткового искусства - сделать красивым предметную среду человека.

Красота произведений ужиткового искусства достигается благодаря декоративности. Декоративность есть единственно возможным средством выражения содержания и художественной образности. Низменность декоративно-ужиткового искусства на жанры осуществляется по назначению предмета /мебель, посуда и т.п./, за техникой выполнения /резьба, ткачество, роспись/, за материалом /дерево, керамика, текстиль/.

Общей чертой работы художественных промыслов и предприятий художественной промышленности в современных условиях есть Их обращения к народному искусству, сохранению и развитие его традиций, национальной своеобразности.

Народное искусство - это творческая, историческая, художественная система, которая развивается через наследственность традиций и коллективность, которая определяется родовой сущностью. Суть родового содержит духовно ценное для народа. Известные три аспекта родовой сущности; 1) естественный; 2) национальный; 3) опыт школ народного мастерства.

Первый аспект предопределяется первоначальной связью человека с природой. Поэтизация естественного опирается на мифопоетични образы и на местные естественные материалы (дерево, глина и т.п.).

Второй аспект отображает национальный жизненный опыт народа. Национальный аспект поддерживается стойкостью образов народного искусства, которые приобретают типизированный характер. В этом оказывается тесная связь национального аспекта с етничним.

Третий аспект отображает коллективную основу и вместе с тем обнаруживает индивидуализацию к общему. Народное искусство индивидуализируется в общностях школ - национальных, региональных, краевих, школ отдельных промислив.

Народные художественные промыслы - это товарное производство художественных вещей, где преобладает высококвалифицированная ручная творческая работа в сочетании с незначительными использованиями механизмов и приспособлений. Они развиваются как на основе традиционных ремесел (гуцульская резьба, инкрустация, петрикивський роспись) и на основе новых материалов и технологий.

Одним из интересных художественных промыслов есть мозаика из дерева.

Мозаика - это художественное произведение, выполненное из отдельных, подогнанных один до одного, разноцветных кусочков однородных или разных материалов, в том числе из дерева. Мозаику используют не только в монументально-декоративном искусстве (при обрамлении общественных и монументальных сооружений), а и в декоративно-ужитковому искусстве (в декорировании музыкальных инструментов, мебели и т.п.). Мозаику из дерева (тонких пластин дерева) выполняют в двух техниках - интарсии и маркетри.

Интарсия (итал. Intarsio - инкрустация) - это вид инкрустации, в котором на деревянную поверхность урезаются (вставляются) разные за цветом и текстурой пластинки дерева. Другими словами - цt инкрустация деревом по дереву. При этом вризки (вставки) находятся на одном равные с разделочной поверхностью.

Наибольшего расцвета интарсия достигла в произведениях итальянских мастеров эпохи Возрождения. Ею украшала мебель и вещи церковного употребления, церковная начинка. По свидетельству современников, в Флоренции 1478 г. интарсией занимались 84 мастерские. Орнаменты светлых тонов растительного или геометрического характера урезали в темное дерево. Использовали здесь проструганные пластины толщиной 3-5 мм из троих-четырех порид дерева, которые закреплялись в подготовленных углублениях с помощью мастики,

В XV-XVI ст. интарсией выполняют, кроме орнаментальных, сюжетные композиции, дополняя их гравировкой, моринням и прожиганием фона. К началу XVI ст. интарсия распространилась в Германии, Голландии и Франции. В Германии начали изготовлять декоративные панно для интерьеров, комбинируя интарсию с резьбой. Популярность этого вида художественного обрамления удостоверяют выданные 1596-1666 гг. альбомы мозаичных образцов. Интарсия распространяется во всех странах Европы. С развитием мореходства начали использовать экзотические привозные породи дерева, которые расширили цветную палитру мозаики. В Украине мастера-мебельщики XVI-XVII ст. перенимают интарсию от зарубежных мастеров, используя ее для обрамления мебели, интерьеров. Работы того времени можно увидеть в Олеському замка на Львовщине, часовни Боймив в Льве. Более поздний пример - потолок в Черновицком государственном университете (XIX ст. ). В творчестве украинских народных мастеров интарсия была распространена в XX ст. Известные изделия - декоративное блюдо с портретом Б. Хмельницкого, в котором вижницький мастер И. Хорюк досяг гармонического объединения разнородных техник - портрета в интарсии, орнамента "сухого" резьбы по кайме с изображением атрибутики запорожских казаков. Эта работа привлекла общее внимание на выставке в г. Киеве 1959 г.