Андреевская церковь в Киеве


Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Височить она на одной из круч Старокиевской горы. Из ее террасы замечательно видно древний Подол, заднипровськи дальше, новые жилищные массивы.

Построена Андреевская церковь на заказ императрицы Елизаветы Петровны. Проект сооружения разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749 — 1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали много специалистов Петербурга, Москвы, Киева, потому Андреевская церковь считается достопримечательностью творческого содружества русских и украинских мастеров.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы после окончания строительства она была запущена, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор уже не интересовался киевскими строениями. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году.

В XIX столетии несколько раз ремонтировались верхом церкви, что привело к грубому искажению первобытной формы очертания бани и потери ее декора. В таком виде достопримечательность находилась до 70-х годов XX века.

С 1917 по 1953 год неоднократно осуществлялись работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, и по отведению подгрунтовых вод : выполнялся ремонт фасадов, интер'ера, делалось консервирование живописи и резьба.

В 1970 году на заказ Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии растреллийвських чертежей Андреевской церкви, что там хранились. За этими чертежами киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году возобновили первобытную форму бани, и эта замечательная достопримечательность русского и украинского зодчества появилась перед киевлянами такой, которой ее проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь — одно из самых ярких зданий стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII, — в середине XVIII ст., Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты. Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамическая архитектурных форм, богатство декора, яркое контрастное окрашивание стен, большое количество позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого дома, который примыкает к срезу кручи. Он завершается папертью, огражденной балюстрадой. К храму ведут из улицы широкую чугунную лестницу.

Андреевская церковь — крестообразное в плане строение, вытянутое по оси запад — восток. ее размеры -ЗИ х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одной большой баней диаметром 10 метров. Однако внешне это п'ятиверхий храм: четыре малых баньки поставлены на контрфорсы, которые размещены по диагонали сооружения. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изысканными краеугольными банями, которые направляют движение архитектурных масс вверх.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны бань расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны бань завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарни) обрамляются роскошным лепным орнаментом, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы. Живописность фасадов подчеркивает яркое розфарбування: на бирюзовом фоне выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сияют позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленой бани извиваются золоченные гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается как единственный архитектурный объем. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетают с богатой позолоченной лепкой, которая обрамовуе викна-люкарни и украшает баню.

Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение с мягкими криволинейными очертаниями. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, которые имеют разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыто сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура — головки херувимов, фигуры ангелов, трифигурну группа . . Распятие", которое завершает иконостас.

Бартоломео Растрелли руководил всеми работами по оформлению интер'ера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральном размере, за которым петербуржские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловський изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре содержится сверхпрестольная синь на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченных фигуры ангелов. Большой интерес вызывает живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в бани, написанные масличными красками на полотне. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на обратной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменський да и. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова : роспись кафедры, бани, большая картина,,Тайна ужин" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе "Успения Богородици" сохранилась его подпись.





Вернуться назад