ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИХАЙЛОВСКОГО ЗОЛОТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ В КИЕВЕ


Восстановление Михайловского Золотоверхого монастыря в Киеве уже стало фактом общественно-политической и культурной жизни столицы Украины. Не осталось ни одной газеты, ни одного журнала, телевизионного канала, какие бы не высказались по этому поводу. Пылкие споры специалистов и любителей не раз ставили дело на предел: быть или не быть. Ход событий 1997-1998 лет засвидетельствовал однозначно: быть!

А за этим всем стоит настоящая проблема: ведь национальное культурное наследие украинского народа в течение XX века испытало ужасающие системные разрушения. И прежде всего уничтожены те объекты, которые были вехами национальной истории, творили будто каркас духовности украинского общества. Именно к таким, бесспорно, принадлежит киевский монастырь Святого архистратига Михайла, названный Золотоверхим.

Возник этот монастырь не в XII веке, как много кто считает доныне. В действительности в южном кутье Старокиевской горы, который был окружен валами и застроен только в XI веке, получив название "Города Изяслава Ярославича и Святополка Изяславича", существовал Дмитриевский монастырь, впервые упомянутый в летописи под 1062 годом (1). Его учредил как свой патрональний монастырь сын Ярослава Мудрого Изяслав, в святом крещении Дмитрий. В честь своего небесного заместителя большой князь киевский назвал монастырь Дмитриевским, фундувавши здесь каменный Дмитриевский собор. Как задумывал основатель, этот монастырь должен был конкурировать с Печорским - об этом прямо свидетельствует Летописец: "Когда же монастырь Печерский был построен, а игуменство держал Варлаам, Изяслав [. . . ] вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрия, потому что хотел сделать его выше от сего монастыря, надеясь на богатство. Многи потому что монастыри цесарями, и боярами, и богатством поставлены. Но не такие они, как те, которые поставлены слезами, и постом, и молитвой, и неспанням" (2).

Следствием перехода Варлаама в новый монастырь стало избрание св. Феодосия игуменом Печерского монастыря.

Сын основателя, Ярополк Изяславич, кроме второго (православного) имени Гавриил, имел еще и третье имя, католическое, - Петр. Именно на почет своего католического патрона Ярополк начал строительство в отчем монастыре собора св. Петра. Закончить строить он не успел: в 1087 году он убит и похоронен в мраморном саркофази в незавершенном соборе св. Петра в Дмитриевском монастыре (3).

До сих пор среди исследователей нет осностайности в вопросе о каменных храмах Дмитриевского монастыря. Да, Леонид Махновець уважал, что церковь св. Дмитрия была просто переосвячена на церковь апостола Петра, и отождествлял остатки ее с древнерусским сооружением, откопанным во дворе дома на улице Трехсвятительской, 4 аПо мнению Юрия Асеева, которую поддерживаем и мы, основатель монастыря не сооружал Дмитриевский собор, а построил его деревянным, поскольку в летописном тексте употреблено термина "осанки", а не "созда", как следует было бы сказать о каменном сооружении. Сын основателя Яро-полк не успел завершить каменный собор св. Петра. Вероятно, после его смерти каменный собор достроили и переосвятили на Дмитриевский, без внимания на прокатолицьки симпатии покойного князя, который был женат с католичкой Кунегундою, дочкой мейсенського маркграфа Отто.

Но на этом история с переименовываниями не окончилась. Дочка князя Ярополка Анасгасия, помня о конкуренции Дмитриевского монастыря с Печерским, отписала основанный отцом собор Печерскому монастырю. Как подает Лаврентййвський летопись под 1128 годом, "переяша церквей Дмитрия печеряни и нарикоша ю Петра из Ирихом большим и неправо" (5).

Но в это время Дмитриевский монастырь уже имел другую доминанту, связанную с меньшим Ярополковим братом Святополком Изяславичем. Он был окрещен Михаилом. Поэтому в честь своего патрона князь возвел каменный Михайловский храм за образцом Успенского собора Печерского монастыря. Символично, что храм заложен 11 июля 1108 года, в годовщины смерти княгини Ольги(6). Это был шестистовпний, крещато-банный храм с четко выявленным нартексом, с тремя апсидами и одной позолоченной баней, от чего происходит название "Золотоверхий". К нартексу с южной стороны прилегала хрещальня в виде маленького чотиристовпного храма. Собор был построен из камней и плинфи на вапняно-цем'янковому, растворе техникой "мешаного сооружения". Его украсили мозаиками и фресками.

в 1113 году большой князь Киевский Святополк Изяславич умер и был похоронен в Михайловском Золотоверхому соборе. Его третьей женой была Варвара, дочка византийского императора Алексея И Комнина. едучи на Русь, она взяла из Константинополя мощи святой Варвары, которые от достаточно как одна из главных православных святынь хранились в Михайловском Золотоверхому соборе (в настоящее время - во Владимирском соборе в Киеве). Княгиня Варвара похоронена в Золотоверхому соборе. Кроме нее, здесь похоронили еще нескольких князей из династии Изяславичив. в 1240 году собор и монастырь потерпели во время монголо-татарского погрома Киева, но не обветшали. С 1398 года монастырь уже вспоминается в документах как Михайловский, Дмитриевская церковь (церковь св. Петра) не пережила лихолетий. Известно лишь ее местонахождение и гипотетический план, согласно которому тот храм должен был быть подобный Успенскому собору Печерского монастыря (7).





Вернуться назад