Культурное развитие Мессопотамии и Сирии

Главная - Культура - Культурное развитие Мессопотамии и Сирии

Становление и особенности культуры Мессопотамии

Цивилизация Мессопотамии являла собой тип существующей на давнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригаций. Обрабатываемые районы были менее зависимы один от другого, чем в долине Нила, потому именно здесь, в Шумере, возникли около 3000 г. к н. е. первые города-государства, которыми управляли цари-жреци. Именно в регионе Двуриччя и Евфрату впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, то есть не чувствовалось влияние других значительно развитых обществ.

Важные государства -Ур, Ериду, Ларса, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Братством своим они обязаны развитию ремесла и торговле. Эпоху ранних династий в Уре, Уруци, Лагаши и Киши называют золотым веком Шумеры. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и обладателями значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основы для дальнейшего развития хозяйства и культуры Мессопотамии.

Шумеры изобрели колесо к тележке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную грамотность. Около 2400 г. к н. е. они впервые в мире изготовили цветное стекло. На высоком уровне находилось ювелирное искусство. Благодаря торговым контактам влияние шумеров распространялось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы, а в литературе особенного значения приобрел эпос мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. к н. е. Саргон И создал первую постоянную профессиональную армию. Приблизительно в 2000 г. до н. е, была созданная арифметика, в основе которой лежала 60-тична система счета, что стало важным изобретением в истории человечества.

В связи с этим необходимо рассмотреть специфику культуры Мессопотамии, на которой отразились своеобразие окружающей среды, опыт Природы. Здесь, как и в Египте, человек появился перед теми же большими космическими ритмами — изменением времени года, неизменным движением солнца, месяца и звезд, но она находила здесь также. элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не были похожи с Нилом: они могли разливаться порывисто и непредвиденное, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь веют знойные ветры, которые засыпают

человека пылью и угрожают ей духотой. Здесь льют ливни, которые превращают твердую поверхность земли в море грязи и лишают человека свободы движения, потому что любое передвижение становится невозможным. Здесь, в Мессопотамии, природа не сдерживает себя, всей своей силой она крушит и презирает волю людей, дает им почувствовать во всей полноте их бессильность и ничтожество.

Культуру шумеров невозможно представить себе без искусства. В первую очередь она положила начало строительству крепящихся городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и зиккуратив — святынь-алтарей. Последние представляли часть комплекса священных сооружений, недоступных людям. Зиккурати возводили на холмах из кирпича, облицовывали полируемыми плитками. Классическим образцом был зиккурат в Уруци-один из важнейших центров религиозной и художественной культуры. Его фасад покрывала мозаика из красных, голубых и черных плиток, соответствующая геометрическому орнаменту. Святыня Уру — прообраз Вавилонской башни — построена в 1000 г. до н. е. Каждая ее архитектоническая линия тщательным образом рассчитана, уменьшенная или же увеличена, чтобы исправить иллюзию перспективы. Принципы такой архитектуры были переняты асирийцями от зодчих Северной Мессопотамии в конце II тыс. к н. е.

Шумеры были на удивление художественным народом. Слишком рано у них развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливали в храмах, чтобы они молились во имя основателей храмов. Несколько позже появились статуи из диориту, как, например, фигура известного царя Гудеа (около 2300 г. к н. е. ), которая являла собой один из лучших экземпляров шумерской культуры. Для нее присущая ярко выраженная экспрессия за минимумом средств выражения.

Приобрела развитие в Шумере и пластик в металле. На определено, впервые было использовано золото в комбинации из ляпис-лазуррю, серебром, раковинами и бронзой.

В Уре, в так называемой царской гробнице, где вместе с царем похоронено 70 придворных, английский археолог Л. Вули нашел драгоценности наивысшего художественного сорта; золотой шлем и козла, который опирается на дерево (из золота, ляпис-лазурь, серебра). Диадема царицы Шубад также принадлежит к известным произведениям ювелирного искусства. Найдено также оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные тележки, и все это свидетельствует о высокой культуре Шумера.

Шумеры первыми в истории искусства применили непрерывный рассказ о событиях. Об этом свидетельствует тот факт, что именно здесь создан наиболее давний эпос о легендарном владыку Пльгамеше. В этом же эпосе речь идет об атрибутах света и блеска, что эстетически означали формы этичной чистоты. Этот принцип эстетической меры действительности пронизывает культуру Мессопотамии. В начале неразрывно связана с ритуалом, пройдя несколько этапов, она приобрела к II тыс. к н. е. вид, в котором современный человек уже отыскивает знакомые черты. Разнообразие жанров, поэтический язык с разными видами повторений, параллелизма, хоровых рефренов, сравнений и метафор, эмоциональное мотивирование действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комичного демонстрируют то беспокойство автора о форме своего высказывания, которая превращает его в настоящего художника, а его творение — на произведение искусства. Кроме того, в некоторых лирических гимнах встречаются зачатки философских, размышлений,