Выдающиеся ораторы


Самым блестящим ритором Древней Греции, обладателем дум был всемирно-известным Демосфен (384-322 к н. е. ), речи которого, насыщенные фактическим материалом, содержали немало личных наблюдений, отмечались динамической, убедительной аргументацией и четкостью. Для Демосфена была характерная артистическая манера держаться на трибуне, что также способствовало его успеху как оратора. В суде Демосфен выступал как адвокат. Современники так характеризовали Демосфена: «Нашего ритора с его умением все зажигать и трощить своей силой и властью можно сравнить из вихорем или зарницей» '.

Демосфен жил в эпоху, когда заканчивался период народоуправлиння. Он пытался сохранить отжилки строй и своей жизнью заплатил за верность убеждениям и идеалам. До наших дней дошли тридцать речей Демосфена, в частности самая известная — о женщинах. Ни одна из них не является плодом импровизации, а результатом длительной, скурпульозной труда, положенного на отыскание темы, ее развитие, схематизацию плана, на отработку стиля, шлифования выражений.

Большой труженик Демосфен целые ночи проводил за работой, потому его недруги говорили, что речи Демосфена попахивают лампадным маслом, которое он сжигал в огромном количестве. Но такие произведения казались свежими и волшебными, будто только что вылились из груди: они были наполнены жизнью, эмоциями и, как творение Фидиаса, не имели на себе никаких следов ризця2.

Теоретиком ораторского искусства и большим ритором античного мира был Марк Тулий Цицерон (106-42 к н. е. ). Он провел на форуме почти 40 лет и был настоящим идейным поводырем римского Сената. Цицерон отработал стиль, который позволял ему быть простым и блестящим, непосредственным и страстным. Замечательными свойствами цицеронивськой речи были мелодичность и ритмичность. Прославился он своими знаменитыми патетическими выступлениями и выводами. Составляющими успеха оратора Цицерон считал образование, естественный дар и ораторские способности. Первую речь Цицерон произнес в 25 лет (под названием «На защиту Публия Квинция»), а последнюю (двенадцатую филиппику *) — в год своей смерти (прожил 63 года).

Марк Тулий Цицерон написал и произнес ряд ораторских шедевров : «Брут», «О знаменитых ораторах», «Оратор», «Об ораторе». Позже выдающийся оратор Квинтилиан создал оригинальную систему обучения риторики на основе принципов Цицерона в виде двенадцати книг риторических наставлений. Квинтилиан говорил, что небо послало Цицерона на землю, чтобы показать, до какого величия может дойти слово.

У Цицерона органично сочетали теория и практика : свои теоретические идеи он блестяще воплощал в практической деятельности. Идеалом оратора он считал человека высокой культуры, который знает литературу, историю, юриспруденцию, философию; хорошо владеет и простым, и высоким стилем, понимает влияние ритма на слух аудитории, умеет заставить ее смеяться и плакать, может властвовать над ее душой.

Для речей Цицерона характерные оклики, повторы, ирония, градация. В некоторых его речах почти не употребляются сполучники. Такой риторический прием делал судебную речь чеканной.

Цицерон был творцом латинского языка : из тяжелого, неуклюжего оружия выковывал тонкую, острую рапиру, которая проникала в самые сокровенные изгибы человеческой мысли. Он произнес свыше ста речей, тексты пятидесяти семи сохранились и являются риторической казной для всех времен и народов'.

Теорию ораторского искусства разрабатывали Аристотель и Платон. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пусторечивым, неподкупным, честным и высоконравственным. Особенно критически Платон относился к судебным ораторам.

Аристотель (348-322 к н. е. ) рассматривал ораторское искусство в философском плане, подчеркивая его этичные и эстетические функции. Он считается творцом теории спора, дискуссии. Аристотель различал:

-диалектику — искусство спорить с целью установления истины;

-еристику — искусство что-нибудь остаться правым в споре;

-софистику — попытка добиться победы в споре путем умышленного использования недостоверных доказательств.

Древняя Греция, Древний Рим в эпоху демократического расцвета стали своеобразной казной риторики и ораторского искусства. За законами Солону, каждый афинянин должен был лично защищать свои интересы на суде, потому что участие представителей позволялось лишь в исключительных случаях, например по делам лиц, которые имели физические или психические изъяны, женщин, несовершеннолетних и тому подобное.





Вернуться назад