Развитие украинской и зарубежной культуры во второй половине ХХ века


План

1) Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества

(40 - 60 годы Украина)

2) Музыка (Ревуцький, Лятошинський, Ивасюк, Мирошниченко)

3) Живопись и скульптура (Дальше, Годунов)

4) Театр (Бучма, Ужвий, Плисецька, Брехт, Захаров)

1. Важной составной частью послевоенного восстановления Украины было возобновление культурной жизни. В условиях, когда на первом плане стояло восстановление большой промышленности и наращивание военного потенциала, на развитие культуры не хватало средств. Поэтому расходы на культуру и культурную сферу жизни концентрировались на важнейших оектах — школах, высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Новые исторические условия не изменили курса на русификацию, который начался в Украине еще из второй половины 30-х годов, а потом продолжался в следующие десятилетия. Основное его проявление это: вытеснение украинского языка русской из всех сфер общественной жизни, создания больших преград для развития укарйнськой культуры, для познания настоящей истории своего народа, наконец попытка рассматривать язык, культуру, историю украинского народа через призму русской культуры, языка, истории.

Это русификаторское наступление происходило нестихийно, а целеустремленно, через ряд государственных мероприятий, которые направляли этот процесс в желательное для власти русло. Для реализации этих мероприятий использовались кадры, идеологический процесс, в том числе и такое явление, как систематическое и многочисленное переселение украинцев на восток, на ридкозаселени земли и поощрения переселения россиян в Украину.

Диапазон пользования украинским языком постоянно сужался. В русских школах училось намного больше детей, чем в украинских. Закрывались национальные школы (венгерские, польские), все они перепрофилировались на русские. Большевистская партия стремилась превратить школу в орудия сохранения и усиления своего контроля над ученической молодежью. Была возобновленная работа комсомольских организаций. Наибольшим призванием школы объявлялось воспитание преданности Сталину и большевизма. В годы четвертой пятирички была возобновлена работа всех вузов Украины, которых в 1950 году насчитывалось 160. В первой половине продолжает увеличиваться количество студентов, особенно за счет вечерних и заочных отделений институтов и университетов. Преподавание в большинстве вузов велось русским языком.

Система руководства наукой, которая существовала в УССР, создала условия для засилия посредственности авантюристов. Вследствие этого некоторые перспективные направления научных исследований, например, генетика, была провозглашена идеалистичной "лженаукой". Начались преследование и расправы. Разгром генетики стал одной из позорных страниц в истории биологической науки.

Следует отметить, что в условиях сталинского режима деятели культуры зобовязани были творить в рамках так называемого социалистического реализма, который возводил функции литературы и искусства к изображению преимуществ "социалистического образа жизни" и прославления деятельности Й. Сталина.

В послевоенные годы развитие культуры проходило в атмосфере идеалогичной непримиримости постоянных преследований инакомыслящих. Великоруський шовинизм, "Жданивщина" нанесли в этот период особенной силы удар по украинской культуре.

В августе 1946 года постановление пленума ЦККП(б) В об опасности украинского национализма осуждает "Очерк истории украинской литературы" за редакцией С. Маслова и Есть Кирилюка. Резкой критике подвергнут ряд журналов. Изменен состав редколлегии журналов "Отчизна", "Перец". Сявляются погромные рецензии на произведения Яновського, А. Малишка, О. Довженко.

В этот период за национальные уклоны испытало преследования немало представителей творческой интеллигенции. Наибольшее надругательство делалось в период "правления" Л. Кагановича. Позже, в 1951 году испытали преследования В. Сосюра, А. Малишко, Есть. Кирилюк, О. Билецький и другие.





Вернуться назад