Культура средневекового общества Киевской Руси от язични-цтва к христианству


Культура средневекового общества сосредоточивается в первую очередь на его религиозных верованиях . В истории Украины имеем две религиозные, а следовательно и культурные эпохи. Проследим, как каждая из религий влияла на тогочасние общество.

1. Дохристианские верования восточных славян.

Пантеон древнерусских языческих богов.

Общество Киевского государства по идеологическим признакам было тесно связано с хритиянською религией. Однако к самому процессу формирования нового сообщества и по-яви первого восточнославянского государства имеет отношение другая религиозная система - язич-ництво. Под ним следует понимать часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных взглядов, верований, обрядов и тому подобное, которые приходят из глубины тысячелетий и становятся основой всех более поздних мировых религий.

"Нет более туманного и неопределенного срока, чем "язычество"; возникши в церковной среде, он сначала означал все дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимнография Индии, и литературно обработанная мифология кла-сичной Греции, и годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских охотников".

Ранние религии классового общества были в целом достаточно разнообразными. Это пояс-нюеться особенностями развития тех или других народов каждая из таких религий пов'я-зана с определенным этническим сообществом и представляет неотъемлемую часть такого сообщества. Все эти религии были политеистическими, то есть каждая из них являла собой совокупность культов большого числа богов. И хотя один из них считался главным, ни одна из таких религий еще не имела признаков четко выявленной стройной системы. С этой точки зрения восточно-славянское язычество конца I тысячелетия н. е. также отвечало "международным но-рмам".

На начальном этапе формирования Киевской Руси языческое мировоззрение на-ших предков являло собой сложную смесь пережитков седой древности (представлений, что ви-никли еще во времена первобытного строя) с новыми их формами, которые производились сознанием в ходе зарождения классовых отношений. Например, широко хранилось обожню-вання сил природы, животных и растений. Однако достаточно быстро эти стихийные силы набува-ють в религиозной системе представлений вида человекоподобных божеств : русалок, бере-гинь, рожаниць. В то же время развивается культ предков. Дальнейшее развитие суспиль-ства вызывается до того, что на первый план постепенно выходят божества, которые олицетворяют силы природы, от которых зависели труды земледельца. В средневековые времена само земледелие было основным для славянского населения территории современной Украины.

В IX - X ст. на Руси существовали не только наивные суеверия села, но и государственная язич-ницька религия города и социальных верхов с хорошо выписанным космологическим эпосом, с представлением о божественном происхождении великокняжеской власти со сложным ритуа-лом и разветвленным состоянием жрецов, которое владело таинствами на удивление детализированной символики, а также разнообразных магических деяний.

Важное место в жизни восточных славян занимали культовые сооружения: капища, святилища, - где стояли выполненные из разного материала изображения языческих богов. Вспоминаются они в некоторых письменных источниках, в частности, в "Слове о законе и длагодати" митрополита Иллариона. Археологические раскопки пидтвержують свидетельства о наличии в Киевской Руси языческих культовых сооружений - они выявлены в Киеве, Чернигове, новгороди, других городах и селах. Одно из них на Старокиевской горе (около помещения современного Национального музея истории Украины) 1908 года откопал известный архео-лог В. В. Хвойка. Время строительства точно установить не удалось: Y/YI - X ст. н. е. Збе-ригся лишь каменный фундамент, который состоял из разных по величине глыб серого пи-сковику. Вокруг сохранились элементы подлого, вылепляющей из толстого слоя глины би-луватого цвета. Поблизости найдено много костей и черепов животных. За выводом исследователя, остатки здания принадлежали языческому капищу, а столб являл собой жертвенник, на котором в течение длительного времени осуществлялись жертвоприношения.

В почете у славян были также священные деревья и дикие животные, в первую очередь мо-гутни старые дубы и дикие кабаны - вепри. Об охоте на вепря и торжественное спожи-вання его мяса рассказывается в летописях и былинах. Подтверждением того "Доб-рий дуб", который содержится под Киевом на "Желяни", название которого отразилось в наймену-ванни урочища, что вспоминалось у летописи под 1169 годом.

Следовательно, приведенные материалы свидетельствуют о том, что в дохристианские времена у восточных славян были значительное количество культовых сооружений. Преимущественно святилища - капища, где стояли изображения языческих богов в виде статуй. Большая часть из них стояла под открытым небом и являла собой округлые или овальные площадки с идолами и жертовника-ми посредине. И только отдельные могли быть культовыми храмными зданиями (панте-он в Киеве и некоторые другие комплеси). Еще одним важным источником для реконструкции религиозных взглядов славян в дохристианские времена служат достопримечательности захоронений - материальное отражение тесно по-в'язаного с идеологическими взглядами ритуала. Наиболее ранним у славян был обряд кремации, который для достопримечательностей конца I тысячелетия н. е. фиксируется в двух стадиях: трупо-спалення на стороне и на месте будущего захоронения. В первом случае умерших сжигали на общем для всего общества очаге. Как и в более поздних захоронениях (за обрядом ингумаций) покойнику клали разнообразный инвентарь: бытовые вещи, прикра-си, амулети-обереги, керамику, иногда орудия труда и жертвенные кушанья. В богатых захоронениях зафиксированы еще предметы вооружения и снаряжения воина, в отдельных комплексах выявлены занузданные кони и убитые слуги (чаще всего - наложницы). В отдельных могилах покойников не выявлено - то булти мемориальные сооружения (кенотафи) в честь умерших вдалеке от дома.

Все перечисленные элементы похвального обряда указывают на то, что в представлениях славян первых веков существования Киевской руссе потусторонний мир ничем не видризняв-ся от реального, а покойники, переступив порог смерти, продолжали свое "жит-тя" без существенных изменений в сравнении с земным.

Ромири отдельных комплекис за обрядом кремации и сопроводительный инвентарь в цило-му ряду могил на так называемых дружинных некрополях первых веков существования руссе позволяют допускать, что у славян так же как у скандинавов тех времен, существовали суждения о кшалт приведенного в тексте 2Саги о Инглингив": "Тогда верили, что чем выше вздымается, в воздух дым, тем выше займет на небе мисцетой, кого сжигали, и что он будет тем богаче, чем больше имущества сгорит вместе с ним. "

Ярким примером такого захоронения может быть черниговский курган Черная могила, написанный за княжество Святослава Игоревича в 60-ые годы Х ст. Достопримечательность исследовал Д. Я. Самоквасов. Кроме князя здесь было похоронено, еще подростка и женщины. Около умерших положены разнообразные вещи, которые являлись необходимыми для них на "том свете", : предметы вооружения и военного снаряжения (шлемы, кольчуги, мечи), кин-ська упряж (стремена, седло), бытовые вещи (ножи, ключи, замки, топоры, наполненный костями животных казан), длинные ритуальные ножи, элементы одежды, пикраси, монеты, чис-ленни слитки цветных металлов - остатки расплавленных в огне вещей. Уногах неби-жчикив лежали забитые быки и кони. Б. О. Рыбаков интерпретировал Черную Могилу как захо-ронення князя местной династии.

Что касается пути достижения другого мира, а также его местопребывания по представлениям средневековых славян, следует заметить, что информация относительно этого в имеющихся письменных источниках отсутствует. Поэтому следует принимать во внимание наиболее общие верования давних индоевропейцев, к которым принадлежало и восточноевропейское славянство.

В большинстве индоевропейских народов Космос был упорядкования и системати-зований в виде трех пространственно-временных пластов: нижнего (подземный мир), се-реднього (земной) и верхнего (небесный). Это так называемая "концепция мирового дере-ва". У восточных славян такая модель достаточно подтверждается композицией Збруцького идола.

Ведя речь о трехчленном разделении Космоса, следует учитывать, что в мифологии четко прослеживается циклическая структура времени, когда все идет по заведенному, раз и наза-вжди установленному кругу. Тому, каждый объект, находясь в одном из указанных "миров", через определенное время перемещался к другому. Это положение важно тем, что во время обряда кремации можно представлять лишь одно начальное направление перемищен-ня умершего в прстори - вместе с дымом вверх, к "небесному миру". Да и впоследствии, когда уже прятали за обрядом ингумаций, душа улетала "на небо".

Подтверждением этого есть один из мифов Давней грециий о Геракле, которого боги из очага захоронения на туче под грохот грома отнесли на Олимп.

Следовательно, древнейшие представления славян, в которых был присутствующим весь мифологический мир земледельцев восточной Европы в куче из видголосками представлений, еще даниших времен, ни-чим не отличались од свитоляду соседних народов.

Но в обществе обязательно должны были быть лица, которые в совершенстве знали все обряды и обычаи, следили за неуклонным дотрмиманням прадедовских канонов, а также допо-внювали традиции новыми реалиями. Такие люди были и на Руси, их называли волхвами, колдунами, видунами.

Самое давнее летописное сообщение о нихдатуеться в 912 г. и содержится в по-висти о смерти Олега. Идет речь в ней о колдуне, который предвещал князю Олегу смерть от собственного коня.

О существовании волхвов в последние века I тысячелетия н. е. свидетельствуют также отдельные комплексы захоронений, выявленные в разные годы на могильщиках современных украйн-ських земель. Это так называемые "сокращенные захоронения" в которых умерший был положен на сторону из подогнуть ногами. Таких захоронений не много, но они все-таки присутствующие на некотором числе могильщиков. Такой обычай захоронения объясняют этнографические материалы ХИХ-ХХ в., в которых отбитые традиции давнишних времен. Согласно ним одну группу населения, очень не-исчисляемую, прятали в мешках, подрезая или мышцы ступни, чтобы "умерший не становился из гроба". Это были колдуны, предшественниками которых в довньоруськи времена именно были волхвы. На изломе И-ИИ тысячелетий, как и в более поздние века люди желали оградить свое существование от посиертних выходок из языческих жрецов и колдунов через связывание их бечевками, обертывание саваном и тому подобное, в результате чего из'являлось скорчено поло-ження скелета.

Во главе пантеона поставлен Перун - обладатель грома и молний, покровите-ля большого князя и его единовластие. Перун был грозным божеством. Но в то же время это был и мудрый бог, ведь его изображали седой головой и золотыми усами. Н апосади "первого сере первых" он изменил Рода. Впоследствии его не изрубили, как других идолов, а под надзором и в сопровождении княжеских слуг спустили в Днепр и сплави-ли за пределы государства.

Вторым богом пантеона был Хорс. Отдельные давние исследователи считали, что это бог сонца и тепла. Следующий Даждьбог - одно с главным божеств языческой Ру-си. Под этим именем боготворилось солнце, которое согласно верованиям наших предков, да-вало жизни, питало всю нашу среду.

Антиподом Даждьбогу был в пантеоне в 980 г. Стрибог - бог, который уничтожает доб-ро. В нем еще олицетворялись холод, ненастье. Следующим богом считался Си-маргл, образ которого трактуется как охранника зерна и посевов.

Единственной представительницей женской статьи в этом почтенном собрании богов была Мокош. Она считалась заступницей дома, семейного очага, покровительницей ткачества, прядения, вышивания и других женских занятий.

Сегодня можно с определенностью утверждать отбор к пантеону 980 года был ци-леспрямованний и продуманний. Все шестеро богов символизировали основные аспекты экономического, политического и военного зверхництва социальной верхушки Киевского государства .

Выдающийся политический деятель Киевской Руси большой князь Владимир Святос-лавович религиозной языческой реформой 980 года хотел опереться на авторитет отдельных богов из разных уголков Восточной Европы во время феодализаций подчиненных ему земель. Это удостоверяет картографирование находок амулетив-оберегив, что ототожнюва-лися с определенными божествами, наиболее уважаемыми в конкретных местностях. Да, символы Перуна чаще зафиксированы на археологических достопримечательностях Правобережья Днепра, а "солнечные" и "месячные" символы - на Левобережье.

Изменение функций божеств отдельных племенных группировок восточных славян имеет чи-сленни аналогии у многих народов мира на этапе перехода к цивилизации. Приведенные материалы полностью вписывают религию Киевской Руси конца И тысячелетия н. е. к политей-зму - наиболее уставленной, почти повсеместной формы религиозно-мифологических систем, которая отвечала структуре давних государств. Хотя постепенно во всех политеистических рели-гиях выделялась фигура верховного, главного божества : у греков - Зевса, в ри-млян - Юпитера, у вавилонян - Мардука, у японцев - Аматерасу, - пренебрежительность одного бога почти нигде не вызывалась к пренебреганию всего сонма больших и малив богов. С превращением племенных богов на большие божества государственного культа лишь зми-нюються их функции. Отныне боги охраняют неприкосновенность государства, захищя-ють ее внутреннее устройство, освящают власть царя : царь - любимый сын богов или голо-вного бога, их помазанець.

Как и везде в мире, язичнцтво восточных славян нашло свое место в новой исторической среде.

Распространение христианства на территории Восточной Европы

и причины его распространения.

Параллельно с развитием восточнославянского язычества на территории восточной Европы постепенно развивалась христианская вера. В первой половине И тысячелетие н. е. можно определить две местности в которых историки и археологи видели ее поширен-ня - это Крымский полуостров, где проживало смешанное греческое и автохтонное население.

Уже на изломе двух последних веков средневековый Корсунь (околицы суасного севастополя) считался в историографии центром проникновения новой религии на восточно-европейской земле, связующим звеном (Константинополь-Корсунь-Киев) между Визан-тийською империей и Киевской Русью во времена христианизирования последнего в конце И тысячелетие н. е.

Для подтверждения заметной роли корсуня в христианизировании схидоневропейсько-го населения использовалась легенда о деятельности в этом городе Климента - третьего наследника апостола Петра на епископской кафедре Рима. Создание первого епископства в Крсуни датируется периодом гонений на христиан за правление императора Диалектиана, когда "мученики херсонеськи" творили чудеса, проповидува-ли идеи Христа и были растерзаны язычниками. Согласно археологическим источникам, для римского времени известны лишь отдельные находки с христианской символикой. Впоследствии, в V - VII ст., уже появляются первые каменные сооружения для отправления христианской службы - церкви в форме базилики, а также склепы захоронений, в особенностях оборудования которой прослеживаются черты об-рядовости. Побочным подтверждением того, что только во второй половине И тысячелетие н. е. в Херсонесе полностью побеждает христианская религия, может служить факт иснуван-ня здесь обряду кремации здесь вплоть до V ст. (однако этого ритуала церковь выступала найза-пеклише уже со времен первых вселенских соборов).

Вторым регионом распространения ранього христианства было междуречье Днепра и Дуная - местность, где жили носители черняховской культуры. Такой гипотезе способствовали письменные источники, которые свидетельствуют однако, что после осуждения на Никейском непокорные ареанськи епископы и священники были высланы к дунайским провинциям, где в это время активно передвигались варварские племена (народы с неантичными тра-дициями жизни). Христианским наставником восточных готов - одного из германских племен - стал епископ Ульфила, который и перевел им Библию. Следствием миссионерской деятельности засланных ариан, стало то, что немало варваров приняло христианство в еретическом варианте, что впоследствии повлекло кровавые события: борьбу между послидовни-ками разных религиозных направлений.

Поднесение христианства на большей части восточнославянского света розпо-чинаеться во время формирования Киевского государства, хоть язычество продолжало еще ровиватися в течение определенного времени. Реальное знакомство восточных славян с новой ре-лигиею случилось после походов на Крым и Амастридуи, особенно после удачного похода на Константинополь. Именно тогда патриарх Фотий в своем окружном послании напи-ше :

"_ так называемые Росси_ сейчас изменили эллинское и нечестивое учение, которое держали к этому на чистую и правдивую, християнсь-ку веру;вместо недавнего, враждебного для нас нашествия и большого насилия с любовью поставили себя вчини подданных и друзей. И так разожгла их любовь и усердность к вере, что они приняли епи-скопа и пастира и приветствовали христианское богослужение с особенным запалом и старательностью. "

В это время христианизирование было лишь одной из форм связей разных народов с ви-зантийською империей и сначала осознавалась, как справа политическая, чем религий-на.

С точки зрения археологии проникновения христианства к киевскому региону ознаме-нувалося появлением первых крестообразных подвесок, отдельных грунтовых захоронений и подкурганных ямних могил : захоронение само в земле, а не на ее поверхности было одним из основных требований новой веры. Но это еще не было победы православия. Вплоть до конца X ст. христианство, за замечанием большого знатока церковной истории Есть. Есть. Голубинсь-кого, существовало на руссе, как "частная вера".

Археологические исследования слов'яноруських старожитностей на территории Захид-ной Волыни и летописных Червенських городов, подтверждают что на момент прихода "русского" господства из Поднепровья, здесь уже существовали города с правящим классом фео-далив, который контролировал населенные восточными славянами территории. Такой ранний роз-виток феодальных отношений мог породить заинтересованность христианских доктрин. Во время средневековья реализация экономических и политических интересов происходила за ви-користанням религиозных возможностей. В научной литературе прослежены попытки Ри-му и стран, которые приняли католичество, включить в сферу своих интересов земли схид-них славян и Киевской Руси. Началось это еще со времен княгини Ольги, когда германсь-кий император Оттон И в 961 году направил лдо Киева миссионеров на чози с епископом Адальбертом. Известно, что что эта попытка, как и другие, нне имела успеху.

Есть также мысль о так называемом "славянском христианстве", которое могло проникать на Русь с запада, а именно это из стран, которые сами восприняли религи. Из Византии: из Болгарии, Моравии и Чехии. Христианские влияния распространялись на Русь благодаря постоянным экономическим и культурным отношениям, которые способствовали сближению этих славянских на-родив.

Проникновение христианских идей из территории современных Чехии и Словакии пид-тверджуеться тем, что на Руси знали житие Вячеслава и некоторые другие старослав'янськи достопримечательности великоморавського и давньочеського происхождение. И. Франко в своем труде "Найстарищи достопримечательности древнерусского писемництва" сообщения о проживании в червенських городах двух учеников солунських братьев - Наума и Горазда. Великоморавськи традиции в какой-то степени отразились и в обряде захоронения западноукраинских земель. Подавляющее число исследователей видели и видят основную причину распространения, и официального признания как государственной религии христианства за православным обрядом на Руси в несоответствии старых язичницьких взглядов, которые сложились во времена первобытного строя, новым отношениям государственного уровня. Для освящения эксплуатации широких масс господствующей верхушке, по мнению ученых, был необходим новый бог. После всесторонней оценки плюсов и минусов разных религиозных систем верхушка древнерусского общества виб-рала само христианство за православной обрядностью как наиболее удобную идеологич-ну доктрину.

Последовательной победы Христа над Перуном не было миттевистю. Изложенные в разделе материалы показывают, что в течение первых веков существования Киевской Руси новые идеи воспринимались язычниками не без трудностей. К какому-то моменту процесс этот проходил мирно и спокойно. Этому способствовала веротерпимость христианских религиозных учений, которые "позволяли существовать" всем божествам.

Видукинд Корвейський писал, что датчане уже признавая Христа,

". . . тем не менее, следуя обычаям отчизны, вклоня-лися идолам. И случилось, что на каком-то пиру в присутствии госу-даря возник спор о почете богов, когда датчане стали утверждать, что Христос - бог, но есть и другие боги, более (могучие чем Христос), поскольку могут вызывать перед льдьми еще большие знамения и чудеса". В конечном итоге, описанный спор закончился тем, что ". . . король распорядился признавать богом одного только Хрис-та, приказал уничтожить идолов у покоренных народов с тех пор должным образом чествовал служителей и священников господа".

Аналогичные события происходили и на Руси.

Принятие христианства за

Владимира Святославича

Как уже известно, во второй половине Х ст. на Руси сложилось несколько ячеек щеп-лення христианского вероучения. Оно все больше находило своих сторонников и в дружинном окружении большого князя киевского - той господствующей верхушке в государстве, от которой фактически зависели кардинальные сдвиги в системе идеологической организации тогдашнего общества.

Однако, Владимир Святославович, который пришел к власти 980 года на волне языческой оппозиции и через труп своего брата-христианина, вынужденный был до певно-го времени ориентироваться на ту часть господствующей верхушки, которая придерживалась традиций-них языческих верований и была склонна больше к организации внешних военнопо-литичних акций, чем к внутреннему обустройству Киевского государства. В летописи 983 года удостоверяется усиление проязичницьких настроений господствующей верхушки. Тогда "киевские бояре и старцы" совершили справжн. Гонение на христиан.

Приспособления древнейших языческих культов восточных славян к новым формам экономической и политической жизни не смогло удовлетворить потребности ранньофеодаль-ного сиспильства и его государства. Сохранение язычества препятствовало ривноправ-ним отношениям Киевской Руси с христианскими государствами средневекового мира. Поэтому господствующая верхушка Киевской Руси интенсивно ищет новые религиозные структуры, которые наиболее удачно отвечали бы ее интересам.

Модель христианства как больше всего отвечала системе политического строя Киевской Руси, которая была тогда единственной раньофеодальною молнархиею. Христианизирование открывало путь к признанию за Киевским государством самостоятельного места в политич-ний структуре тогдашнего мира и вхождения к мировому христианскому сообществу.

Окрещивание Владимира Святославича и навернення в христианство подданных его страны связывалось летописцем с военным походом киевского князя на греческий город Корсунь. Об этом рассказывает "Повесть временных лет". Согласно ней заво-лодивши Корсунем, Владимир посылает послов к византийской столице с посланием следующего содержания :

"Осе огород ваш славен я взял. Но слышу вот я, что сестру вы имеете, девушку. Поэтому если ее не отдадите за меня, то сделаю вашему огороду, что и седьмую совершил. "

Обеспокоены василевси направляют к Владимиру своих посланцев, переказу-ючи князю через них, что отдадут за него замуж свою сестру только тогда, когда "ты окрестишься. . . и с нами единоверцем будешь". Владимир, приняв окрещивание в Ко-рсуни, взял брак с греческой принцессой Анною. После этого князь возвращается в Киев с богатыми трофеями, а Корсунь отдает грекам, как вено принцессу.

Создана более, как сто лет после настоящих событий летописная повесть об окрещиваниях Русых и теперь остается предметом острых дискуссий. Когда же и где охрес-тився Владимир Cвятославович ? Кроме корсунськой версии, летописцам были известны и другие "адреса" Володимирового крещения. В частности, называют, еще Василив, однако уже само название этого города, построенного в честь христианского патрона Володи-мира, свидетельствует о более позднем изменении первобытного текста. Есть основания считать, что Володи-мир примкнул к христианству в Киеве в начале 980 года. За вычислениями А. Поппе, днем окрещивания киевского князя был избран день Богоявления Господняя, который пришелся на 6 января. В соответствии с церковными канонами, Владимир прошел пид-готовку к окрещиванию, так называемое "оглашення", что по обыкновению длилось 40 дней. Окрещиванию киевлян предшествовало уничтожение общегосударственного языческого пантеона, совсем недавно построенного в центре стольного града. Князь приказал, как сообщает летописец,

" посбрасывать кумиров - тех изрубить, а вторых огню отдать. Перуна же он повелел привязать коню к хвосту и волочить из го-ри по боричевому на ручай, и двенадцати мужей приставил бить его палками. . . И когда вот волочили его на ручай в Днепр, оплакивали его неверные люди, потому что еще не приняли они были крещения. И, приволочив его, вбросили его в Днепр. И приста-вив Владимир к нему людей, сказав: "Если где пристанет он, то вы отпихивайте его от берега, пока пороги пройдет. Тогда полноте его. " И они совершили звелене. Когда пустили и прошел он сквозь пороги, выбросил его ветер на ринь, которую и досегодня зо-вуть Перунова ринь. "

Это значило, что за пределы их государства выпроваживалось язычество, посту-паючись местом новий христианской религийй. Источники свидетельствуют, что сразу после уничтожения языческих идолов в Киеве началось насильственное христианизирование на-селення Новгородской земли. Осенью в 990 году и население Суздальщини. Здесь, на бе-рези реки Клязьма, было тогда и заложен город Владимир, которое в будущем стало важным церковным центром.

Только в первой половине ХИ ст. завершился процесс навернення в христианство жителей Муромской земли. Интересно, что окрещивания сов'янських и неславянских народов происходило не за одним церковным ритуалом.

За правление Владимира Святославича не все древнерусские земли было полностью християнизовано, но есть основания считать, что большинство населения формально прийн-яло новую веру. Были заложены основы церковной организации.

Следовательно, Владимиру Святославовичу принадлежала решающая роль по делу запро-вадження христианского вероучения. Он понимал, что хритсянизиция подданных его страны открывает к признанию за Киевским государством самостоятельного места в тогочас-ному христианском мире, делает возможным закрепление за ее обладателем новых знаков власти и титулатури.

Ввод христианства в Киевском государстве в конце Х ст. было визна-чальною вехой истории Украины-Руси, повторным пунктом всего ее дальнейшего исто-ричного развития. Еще за долго к официальному провозглашению христианства держав-ною религией Руси оно находило своих сторонников среди отдельных социальных групп населения древнерусского общества. Новые идеологические веяния, освящаясь тради-циею, постепенно проникли в общественное сознание. Однако этот процесс проходил пови-льно и болезненно, вызывая неоднзначну реакцию разных социальных групп, что не изредка приводило к противостоянию, столкновениям и борьбе. В зависимости от расстановки этих сил хритсиянське вероучение переживало здесь свои падения и взлеты. Короткие пери-оди подъемов изменялись полосой преследований, за которой в их обществе снова утве-рджувалася определенная терпимость к христианству.

Вместе с тем следует отметить, что и язычество не оставалось чем-то незмин-ним, испытывало определенную эволюцию. Религиозная реформа 980 года была попыткой создания монетейзму на местной славянской почве. Она, как показало время, оказалась не-способной удовлетворить потребности раннефеодального общества и его держа-ви. Необходимо было найти такую религиозную структуру, которая наиболее удачно отвечала бы интересам Киевского государства. Учитывая этот ввод христианства на Руси в конце Х ст. было следствием сознательного выбора князя Владимира, всей верхушки Киевского государства. Сохранение язычества препятствовало равноправным отношениям Киевской Руси с христианскими государствами средневекового мира, унеможливлюва-ло вхождения их к мировому христианскому союзу. Ввод за византийским образцом отвечал ситеми политического строя Киевской Руси, которая была тогда относительно единственной раннефеодальной монархией. Христианизирование открывало путь к признанию за Кийвськоб государством самостоятельного места в политической структуре тогдашнего мира и возможность закрепления за ее обладателем новых знаков власти и титулатури.

Во второй половине ХИИИ ст. имеет место дальнейшее проникновение християнсько-го вероучения во все сферы народной жизни. Материалы археологических досли-джень удостоверяют преимущество христианской обрядности захоронения в тогочас-ному селе, которое с точки зрения духовной жизни было значительно концервативнишим, чем город. Следовательно, именно до этого времени (вторая пол. ХИИИ -

ХИV ст. ) следует отнести победу христианства над язычеством.

Использованная литература:

I. Орест Субтельний. История Украины. Издание третье, переделанное и дополнено. Киев, "Лыбидь", 1993. - 718 с.

II. Моця О. П., Ричка В. М. Киевская Русь: от язычества к христи-янства. Учебное пособие для учеников старших классов и студентов. Киев, "Глобус", 1996. - 224с.

III. Вихрастый М. История христианства на Руси-Украине. - Т. 1. - Рим-Нью-Йорк, 1965.

IV. Костомаров М. И. Славянская мифология. - Лыбидь, 1994.





Вернуться назад