Художественное украинское движение


Вторая мировая война нанесла сокрушительный удар по украинской литературе. Оккупация Волыни и Галичины большевиками уничтожила всю прессу, которая выдавалась на этих землях, а большинство критиков и писателей вынуждено было эмигрировать. Во времена немецкой оккупации была исключенная возможность основания и работы разных литературных групп и организаций. Был разрешен лишь Союз писателей и журналистов с ячейкой во Львове. На другой территории Украины украинская литература не признавалась и потому была невозможной любая легальная издательская деятельность. Попытки организовать независимые украинские издания("Украинское слово" и "Литавры" в Киеве) были подавлены, а издатели и редакторы уничтожены ( Елена Телига, Иван Ирлявський и др. ). В Западной Украине режим оккупации был немного более либерален: разрешена самостоятельная издательская деятельность ("Украинское издательство"). Но невзирая на все неурядицы были созданы ряд произведений, отмеченных и награжденных. Представители украинской интеллигенции в эмиграции пытались консолидировать художественные силы, чтобы вдалеке от родной земли поддерживать и развивать украинское слово. Так в сентябре 1945 году, в городе Фюрти(Германия) было основано литературное объединение украинских писателей в эмиграции МУР(Художественный Украинский Рух), который ставил перед собой мету: в высокохудожественной и совершенной форме служить своему народу, отбрасывая при этом все, идейно враждебно украинской идее. Объединение было открыто для всех деятелей слова и художников.

Идея создания Художественного украинского движения принадлежит группе литераторов, которые очутились за пределами Советского Союза после войны, : И. Багряного (председатель объединения), В. Домонтовича, Ю. Косача, И. Костецького, И. Майстренка, Ю. Шереха (Шевельова). . Возглавлял организацию, которая насчитывала бл. 60 членов, В. Самчук. МУР пытался объединить всех выдающихся украинских писателей за рубежом, которые стояли на принципах национальной идеологии, и стать центром творческих дискуссий между представителями разных стилей и направлений в тогдашней украинской эмиграционной литературе. МУР был организацию, которая должна была бы консолидировать украинских культурных деятелей, безотносительно к йхнiх идеологических убеждений. С Муром связанные имена таких первостепенных писателей, как Виктор Петров- Домонтович, Игорь Костецький, Евгений Маланюк, Юрий Шерех-Шевельов. Все они активно сотрудничают во многих муривських журналах, в частности в мюнхенской «Арке», которая была одним iз лучших украинских изданий ХХ века. И вообще, это есть первая послевоенная литературная организация.

Художники, которые входили в Стену, были сознательны того, что должны были выполнять ведущее задание : художественными средствами творить синтетический образ Украины, ее духовность в прошлом, нынешнему и будущему. Задание украинского искусства, как видели основатели Стены, в основном те же, что и десяток лет назад: безоговорочно, полно и преданно стоять на стороже интересов нации, которая боролась во все времена за утверждение себя в правах, которые ей принадлежат. Мур объединял художников разных стилей и направлений именно для того, чтобы подчеркнуть, заострить, обогатить все стили, идеи и направления. И заданием, которое ставила перед собой организация, было: большая свобода в идее и высказывании, полное творческое проявление личности. Отбрасывалась любая политическая заангажированность, литература должна перестать служить политике.

21 - 23 декабря 1945р. в Ашаффенбурзи был проведен Первый съезд организации поэтов и писателей "Художественное украинское движение", председателем которого было избрано Уласа Самчука.

При националистически сориентированном "Времени" выходила "Малая библиотека Стены". Именно здесь вышли печатью: вступление к "Пеплу империй" Юрия Клена с послесловием Г. Шевчука, разделы из "Юности Василия Шеремети" В. Самчука с послесловием Б. Подоляка, "Рассказ о победителях" И. Костецького с послесловием В. Державина. При демократически сориентированном журнале "Наша жизнь" вышла печатью новелла Ю. Косача "Ноктюрн б-моль" с послесловием Г. Шевчука. В целом в " Малой библиотеке Муру" были запланированы свыше двадцати книг.

Позже была создана издательская комиссия Стены, которая давала разрешение поставить на издании марку "Золотые Врата", что свидетельствовало об апробации данной книги Муром и гарантией высокого уровня произведения. С этой маркой вышло немало изданий. Организация украинских писателей в эмиграции пережила много внутренних и внешних противоречий и трудностей. Через финансовые трудности все ее периодические издания были непериодическими. Кроме серии "Малая библиотека Стены", выдавалось также несколько газет и журналов : "Родное слово", "Украинская трибуна" (Мюнхен), "Зарево" (Авсбург), "Литературно-научный вестник"(Гайденава), "Украинские вести" (Ульм), "Воскресенье"(Авсбург), "Время"(Фюрст). Выходил журнал "Литаври"(Зальцбург), где сотрудничали Юрий Клен, И. Кошеливець, Ю. Лавриненко, И. Качуровський. Наиболее представительской была "Арка", что выходила в Мюнхене, и просуществовала аж два года (1 9 47-1949). Здесь появлялись художественные произведения, рецензии, искусствоведческие, философские и культурологические статьи, критические обзоры. В 1946р. И. Качуровський подготовил и выдал сборник "Хорс" и "Календарь-альманах за 1947 год".

В марте 1947р. в Ульми состоялся второй съезд Стены, председателем которого опять было избрано В. Самчука, заместителем Ю. Шереха. Центром внимания съезда были литературно-творческие вопросы: доклады Ю. Шереха "Году Божьего 1946", В. Державина "Наша литературная проза 1946 - началу 1947 года". Оба доклада были продолжением дискуссии в пределах Стены. Специальный доклад Ю. Косача о "Горизонтах новой драмы" был посвящен обсуждению проблем современной западноевропейской и украинской драмы.





Вернуться назад