Культура Киевской Руси

Главная - Культура - Культура Киевской Руси

План

1. Факторы, которые повлияли на формирование культуры Киевской Руси.

2. Развитие письменности. Образование.

3. Наука, литература, книг описания.

4. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.

5. Развитие медицинских знаний.

1. В истории Киевской Руси имеем две отдельные религиозные и, соответственно, культурные сутки. До 988 г., как отмечалось, средством удовлетворения духовных потребностей восточных славян был анимизм, в основе которого лежало обожание сил природы и поклонения духам предков. Под конец X ст. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии — христианству. Христианство стало сильнейшим оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении мало исключительно прогрессивный характер, с ним начинаются новые сутки в истории нашего народа, которая характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах.

Однако под личиной христианства еще в течение веков среди восточных славян хранился религиозный дуализм, или двовир'я, что заключалось в соблюдении языческих по происхождению обычаев и обрядов (таких, в частности, как святкуван-ня приходу весны, свято Святого Андрея Первозванного, свято Калиты), вытворился новый вид христианства, который вобрал, кроме собственное христианской обрядности, культы давних старославянских верований. С принятием христи-янства в Киевской Руси распространилась новая, утонченная и сложно зорганизована религия. Христианство принесло в наши земли культ Софий — Премудрости Божьей. Мудрость, а с ней вера, надежда, любовь — это христианские ценности, которые нашли отзыв в народе, который имеет характер, психологию, в целом менталитет преимущественно женские и прислушивается в своих действиях, прежде всего, к своему сердцу. Недаром среди христианских культов святых более наиорганически украинским народом был воспринятый культ Богородици — Матери всех матерей.

За географическим вектором украинская культура — это, бесспорно, культура европейского типа. А потому в украинской национальной культуре так четко выступает европейский индивидуализм. От антив и Волыни VI ст. сквозь княжеские сутки, сквозь казачество и вплоть до XX ст. всегда, когда народ имел возможность ви-явити свою политическую волю, он выявлял одну и ту же характерную черту: склонность отдавать преимущество индивидуальной свободе над интересами государства, склонность наделять высшей властью вече (совет) и ревностно бдеть действия своих вождей.

Культура княжеских времен имела по основу местные народные элементы, выявленные в богатом быту и словесности, верованиях и народной философии. Эта первобытная культура развивалась на собственной почве, однако испытывала и чужинних влияния. В ранние времена эти влияния шли через хозаров, арабов, персов как в отрасли искусства, так и самого производства. Влияние Скандинавии отразилось на государственной и военной организации Руси. Западноевропейские веяния шли через Венгрию и Германию, проявились в архитектуре, городском праве, употреблении латинского языка, в толеранций к католической церкви.

Культурное развитие Руси поднялось на новую ступень после принятия христианства. Из X ст. с его распространением запановуе византийский стиль в ремеслах, писательстве, искусстве, правые. Вместе с ним состоялись качественные изменения в мировоззрении и быту русичей : новая религия широко открыла двери византийству во всех сферах жизни.

Христианство стало идеологической почвой для феодальных отношений, способствовало вхождению Украйни-Руси в европейский культурный мир. Однако и после этого Украина-Русь не потеряла самобытность, своеобразию во всех отраслях культуры.

На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси среди славян распространяется письменность. Археологические и другие источники дают возможность определить время овладения неупорядоченным письмом — IX ст. Так, раннее ознакомление, на Руси с письменностью удостоверяет летописное сообщение о находке першовчителем Кириллом в Корсуне (Херсонесе) Евангелия и Псалтыря, написанных "русскими письменами". Также исследования показали, что договор Олега с Византией написан болгарским языком, но произведен в Киеве, а договор Игоря — тогдашним праукраинским языком.