Ужвий Наталия Михайловна

Главная - Культура - Ужвий Наталия Михайловна

Родилась Наталия Михайловна Ужвий 22 августа 1898 года в городке Любомли на Волыни, в крестьянской семье. Впоследствии жизненные обстоятельства заставили отца будущей актрисы искать рабочего счастья на Привислянський железной дороги.

До 1912 года семья Ужвий жила в рабочем поселке Грязно, вблизи Варшавы. Там проходили детские годы Натали, там она получила начальное образование — сначала в железнодорожном, а потом в городском дворянском училище. Но девочке не удалось дальше продолжить учебу через материальное затруднение в семье. Наталья устраивается работать швеей, но не оставляет самообразования. Настойчиво и старательно готовится она к экзаменам и в 1914 году успешно складывает их на звание сельской учительницы.

Да, среди гущи народа, начинается трудовая биография Наталии Михайловны. Быт, привычки, культура и традиции села позволили талантливой девушке накопить богатейший эмоциональный опыт, который потом будет питать ее в течение всей творческой жизни.

Определяющей для юной актрисы стала встреча и знакомство из И. Мар'яненком в 1912 году, в день, когда они впервые переступили порог профессионального театра. Наталья попадает во вспомогательный состав Киевского украинского драматического театра имени Т. Шевченко.

В 1926 году Н. Ужвий переходит к харьковскому театру «Березиль», который объединял вокруг себя будущий цвет украинской сцены, — Л. Курбаса, А. Бучму, М. Крушельницького, О. Сердюка, И. Мар'яненка и др. Это было время поисков и дерзаний, возмужания, осмысления своего призвания.

С 1936 года актриса работает в Киевском украинском драматическом театре им. И. Франко. Обращение к классическому репертуару по-новому раскрыло творческую одаренность Н. Ужвий, обогатило и расширило его.

В годы Великой Отечественной войны Н. Ужвий вместе с театром находилась в эвакуации, сначала в Тамбове, а впоследствии в Семипалатинске и Ташкенте. С концертными бригадами она побывала на многих фронтах, выступая и на передовых позициях, и в санчастинах, и в арьергардных войсках. То были времена, когда как никогда испытывалась потребность в художественном слове, в чистых и светлых эмоциях и чувствах.

Летом в 1943 году актриса снимается в кинофильме «Радуга» (за одноименной повестью В. Василевськой), что принес ей славу и любовь миллионов и миллионов зрителей.

В послевоенные годы Н. Ужвий плодотворно работает над обидами своих современниц в пьесах О. Корнийчука, А. Якобсона, О. Васильева, В. Собка. «Образ может быть лишь тогда искренним и убедительным, когда актер, творец его, породнился с ним, злился, »вобрал« его у себя и всеми своими чувствами и поведением воплотился в образ», — писала Наталия Михай-ливна об особенностях собственной творческой лаборатории. «Не считайте никогда свою работу завершенной, — советует она молодым актерам. — Никогда не успокаивайтесь на том, что уже достигнуто. Где наступает спокойствие — там конец творчества и искусству».

Сама же актриса, кажется, вообще не знала такого понятия, как спокойствие, когда шла речь о работе над ролью, или же вообще когда дело касалось сценической деятельности. Пылкий и беспокойный нрав ее никогда не позволяла здесь даже минутной расслабленности или наименьшего безразличия.

Среди многочисленных актерских работ Н. Ужвий практически нет проходных, выполненных, так сказать, на самой технике. Казалось бы, найневиграшниша роль, оживленная талантом и сердцем актрисы, обозначена оригинальным истолкованием, воспринималась по-новому.

Рядом с великой актрисой выросло не одно поколение молодых художников, которые из первых самостоятельных шагов на сцене чувствовали не только опеку мастера, но и саму атмосферу живого предания театра.

Творческий труд Наталии Михайловны Ужвий отмечен рядом высоких государственных наград, званиями народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда.

Умерла Н. М. Ужвий 22 июля 1986 года.

Характерным признаком настоящего таланта является его животворная способность создавать атмосферу особенного силового поля, что позволяет лучше и полнее воспринимать все, к чему бы только тот не приобщался. Он, будто волшебный фонарик, освещает самые сокровенные уголки души, вынуждая удивлять, увлекаться, обогащаться духовно, только попадает под тот магический луч.