КУЛЬТУРА ПРИКАРПАТЬЯ Во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХИV - ХVИИИ ВЕКАХ


КУЛЬТУРА КРАЯ Во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХИV - ХVИИИ ВЕКАХ

Включения Прикарпатья, как и всей Галичины, в II половине XIV века в состав благородной Польши и частые опустошительные татарские набеги кое-что затормозили его культурное развитие. Оккупационные власти враждебно относились к достижениям украинской культуры. В одном из документов конца XIV века рассказывается, что иезуиты, которые пришли в Галичину вслед за польской армией, прежде всего начали конфисковывать и уничтожать местные украинские учебные книги. В самом Кракове коронному и в костелах римских (римо-католицьких — В. Б. ) в склепах много книг славянских замкнуто, каких никому не показывают; так же и во Львове у монахов доминиканцев есть склеп большой, куда книг наших словенские учительские к куче снесены". Упоминания об учительских книгах свидетельствуют о том, что среди конфискованной литературы были пособия, за которыми дети учились грамоты. Впоследствии эти книги уничтожались.

В этот далеко неблагоприятный для развития украинской культуры период в культурной жизни края значительную роль сыграли братства, которые в ХУИ-ХУШ веках существовали в Галичьи, Рогатине. Болехови, Станиславу и активно проводили культурно-просветительную и общественно-политическую работу. Они создавали убежища для убогих, больничные заведения. И все же особенное внимание братства уделяли школам, развитию книгопечатания, распространению полемичной литературы. Да, в начале XVII века в Галиче и Рогатине братства организовали средние школы. С конца XVII века братская школа действовала при церкви Воскресенья в Станиславе.

Выдающихся деятелей культурно-просветительного движения на Прикарпатье воспитали Острозька греко-слов'яно-латинська коллегия и Львовская братская школа. В Острозький коллегии, в частности, учился, а потом работал педагог и писатель Иов Княгиницький, родом из Тисменици. Вернувшись на Прикарпатье, он учредил православный монастырь Скит Манявський - что функционировал в течение 1612-1785 лет и был значительной религиозной и культурной ячейкой края. Известная переписка Иова Княгиницького с Кириллом Транквилионом -Ставровецьким. Детальное рассмотрение труда последнего. "Зерцало богословии". сделан Й. Княгиницьким. ученые считают или не первой попыткой украинской литературной критики.

Скит Манявський. Худ. И. Коростель

Потерянным для нас является творческое наследство уроженца Коломийщини Иова Желиза (Почайвського). произведения которого, по свидетельству исследователей, занимали важное место среди полемичной литературы. Около 80 его произведений пропало в Варшаве, куда были перевезены с архивом Почайвського монастыря в 30-ые годы XX века. Но в то же время следует вспомнить о том. что за заслуги перед православной церковью имя Иова Почайвського в 1659 году было канонизовано.

Одним из переломных моментов в культурной жизни Прикарпатья. как и всей Украины, стало появление печатных книг. Первые пять книг печатных кириличным шрифтом на старославянском языке издались 1491 года в краковской типографии Швайпольта Фиоля. Начиная от 1517 года в Праге и от 1525 года в Свободно печатал книги белорусский первопечатник Франциск Скорина. Эти книги распространялись и в Украине.

Книгопечатание в Украине положил началу известный украинский и русский первопечатник Иван Федоров. какой в 1574 году издал во Львове две книги — "Апостола" и "Букварь". Потом он переехал к Острога, где также напечатал несколько книг. в частности, известную "Острозьку Библию". Это было первое полное издание Библии в переводе старославянским языком. Все упомянутые книги распространялись на территории нашего края. В некоторых источниках есть неясные упоминания о существовании во Львове типографии к приезду туда И. Федорова, однако никакие ее издания не сохранились. Лишь Иван Федоров стал известным украинским первопечатником, поскольку именно он положил начало интенсивному развитию книгопечатания в Украине.

В начале XVII века в Стратини круг Рогатина и в Крилоси около Галича действовали типографии Федора и Гедеона Балабанив, в которых работал способный печатник Семен Будзина. Издательским делом руководил известный тогда деятель украинской культуры Памво Беринда. После смерти Федора Балабана стратин-ську типографию в 1615 году купил киево-печерский архимандрит Еликен Плетенецький, положив этим начало типографии Киево-печерской Лавры.

Книгопечатание содействовало развитию в крае украинского языка и литературы. В литературной жизни конца XVI — начале XVII веков основное внимание было сосредоточено на церковно-религиозных спорах, на полемике между греко-католическими и православными публицистами. Среди публицистических произведений и памфлетов, которые появились в ответ на книгу иезуита Петра Скарги, важное место занимает анонимный памфлет "Предостережение". автором которого, как считал

И. Франко. был наш земляк Юрий Рогатинець. Самым выдающимся украинским писателем-полемистом в начале XVII века был Иван Вишенський. какой в 1605-1607 годах находился на Прикарпатье у своего друга Йова Княгиниицького — основателя Скита Манявського и монастыря в Угорниках круг Отиний. В своих памфлетах и листах он остро выступал против национального, социальной и религиозного гнета украинского народа.





Вернуться назад