Возникновение и культура казачества


Источники формирования казачества

В конце XV ст. территория к югу от реки Рось вплоть до Черного моря была опустошена татарами, за что ее называли "Диким полем". Это была окраина Великого княжества Литовского, которая в административном отношении разделялась на уезды: Каневский, Черкасский, Винницкий и Брацлавський.

Литовской правительство мало заботилось о защите южных украинских земель от нападений татар. Поскольку существовала постоянная угроза враждебных нападений, большинство населения сосредоточивалось в "острогах" при замках и вблизи замков Канева, Черкасс, Винницы, Брацлава, Бара, Хмельника. Крестьяне и мещане, выходцы из северных районов занимались рыболовством, охотой, бортництвом и земледелием. Мещане также занимались ремеслами и торговлей.

В городах жилы также правительственные чиновники и служивые люди — старосты (наместники) и пидстарости, бояре и земяни, которые отбывали военную службу. Феодалы (князья, бояре, земяни) получали земли от правительства или местных старост и воевод, или захватывали шалости.

Местные крестьяне к середине XVI ст. были свободными. Налоги и повин-ности, что их отбывали в пользу великокняжеского замка (подимне, пушкаривщина, стаций) и в пользу владельца земли — государства или при-ватних лиц (натуральный налог, денежный или чинш), были сравнительно легкими. Через частые набеги соседей все население обитаемый по-военному, готовое любого часа отбить враждебное нападение.

Именно территория южных украинских земель — Поднепровье и Побужжя — стала местом, где возникло козаиггво, которое заняло важное место в истории украинского народа. Слово казак восточного происхождения. Оно значило "свободный воин", "свободный человек". В понимании — "свободный человек, независимый от феодала и правительства", — слово казак и закрепилось на Украине.

Главным источником, из которого формировалось казачество, было местное население, которое, невзирая па постоянную угрозу со стороны татар, обитаемый на территории южной Украины и среднего Поднепровья, и беглеце, преимущественно крестьяне, из западной и северной Украины, которые, спасаясь от закрепощения, убегали в эти малозаселенные места, где еще не было барского гнета. К казацким ватаг, которые отправлялись в степи для занятий промыслами или и для нападений на татар, входили также мещане и даже мелкие бояре. Казацкие ватаги не были постоянными, после возвращения из степей домой, в населении места, они распадались.

Первые упоминания об украинских казаках известны с конца XV ст. (1489, 1492, 1494,1499 гг. ).

Казацкий быт.

Необыкновенно краска и ризнородне было ежедневная казацкая жизнь. Разные мемуаристы и пересказчики пересказали нам массу всяких рассказов, переводов, анекдотов о запорозьку древности.

"Обичай запорозьки чудные, уступки хитрые, и большей частю на насмешку похожи", повествовал столетний запорожец Николай Корж. И наводил те разные чудные запорозьки "вымыслы".

Запорожцы глыбы целую голову и оставляли только один чуб над лбом, селедка; как этот чуб вир'остала большой и длинный, что аж заслонювала глаза, то казак закладывал ее за ухо. Бороды не брили, а усов не подстригали, но намазывали чимнебудь и закручивали вверх к глазам; а как в которого выросли очень длинные усы, то закручивал их и закладывал аж за уши — "это ставили себе за особенную казацкую славу и честь".

Здоровилися запорожцы также на свой способ. Выберутся, бывало, в гости к чьему куреню или зимовика, то еще сидя на конях, зовут: "Пугу, пугу, пугу"! — трижды, раз за вместе. Хозяин заглянет через окошко и ответит дважды: "Пугу, пугу"! Тогда гость отзывается: "Казак из луга"!, а хозяин через окошко: "Повишайте там, где и наши" — то есть вяжить кони к яслям и просим к хате; тогда выбегают хозяйственные ребята и ведут коней к конюшне. Гости входят в хату, крестятся к иконам и говорят хозяину: "0 таман, общество, ваши председатели"!, и кланяются. Хозяин видклонюеться и отвечает: "Ваши председатели, ваши председатели! Прошу господа-молодцы садиться". И тогда уже гостяться. Когда же уже починили свое и отбывают, то прощаются: "Спасибо, отцу, за хлеб и за соль, пора уже по куриням розйзжаться к дому; просим, отцу и к нам, когда ласка, и оставайтесь внутреннему жиру и "Хозяин отвечает: "Пращайте и извиняйте, господа-молодцы, чем богати, тем и совету, просим не погневаться".





Вернуться назад