Основные черты культуры Давней Греции и Давнего Рима

Главная - Культура - Основные черты культуры Давней Греции и Давнего Рима

Наука и школа в Древней Греции

Наблюдение греков над природой, их путешествия до многих стран, ознакомления с научными знаниями на Древнем Востоке способствовали развитию в Греции наук о природе.

В VII - VI веках к н. е. центрами греческой науки были Милет, а также другие города Индии - области на восточном побережье Эгейского моря. Ученые Ионии не только описывали свои наблюдения над явлениями природы, но и пытались объяснить их, найти их причины. Одни ученые считали, что первоосновой всей природы была вода, вторые - воздух, третьи - огонь.

Чрезвычайной ширью своих знаний отмечался ученый IV век к н. е. Аристотель. Все накоплены на то время научные знания от разделил за отдельными отраслями и объединил в самостоятельные науки.

Во времена расцвета рабовладельческой демократии наилучшие в Греции школы были в Афинах. Гражданами для осуществления свои прав и выполнения обязанностей нужна была грамотность.

Сыновья свободных греков с семи лет посещали школу. Деть ремесленников и крестьян учились только читать и писать; уже с ранних лет они должны были помогать родителям. Деть богатых людей продолжали учебы до 18 лет в гимнасиях.

Писали ученики преимущественно на дощечках, покрытых толстым слоем воска. Стилем - металлической палочкой с острым концом - они выцарапывали буквы на воске. Второй конец стиля был туп; им стирали написанное.

Детей и юношей учили танцев, пения, игры на лире; греки не считали человека образованным, если она не умела петь и танцевать.

Большое внимание греки уделяли тому, чтобы воспитывать мальчиков мужественными, ловкими, сильными. Школа готовила воинов; чем старшими становились ученики, тем более они занимались бегом, борьбой, прыжками, бросанием диска и копья.

Древнегреческий театр

Театральные представления устраивали дважды-трижды на год; длились они с утра до вечера в течение трех дней. Ежедневно ставили несколько пьес.

Мужчины исполняли и женские роли. Актеры декламировали, пели, танцевали.

На лицо они надевали маски, которые отвечали ролям, : мужские и женские маски, которые выражали гнев и мольбу, веселье и отчаяние. Ярко разрисованные маски было хорошо видно и из задних рядов огромного театра. За ходом пьесы актеры меняли маски. Чтобы казаться выше, они обували особенную обувь с очень толстой подошвой.

Из насмешливых сценок возникли комедии - забавные пьесы. Слово "комедия" означает "песни веселых поселян". Комедии не только веселили зрителей. Часто в них затрагивались вопросы, которые волновали в то время граждан, например вести дальше войну или заключить мир. Борьба, которая начиналась на народных собраниях, длительна в театре - авторы комедии изображали своих противников плутами, лгунами, тупицами. Зрители легко угадывали в действующих лицах современников.

Остроумием и злой насмешливостью характеризовались комедии афинянина Аристофана.

Греки очень любили театр. В дни представлений они приходили к театру на рассвете с едой и питьем. На представления в Афины приезжало много людей из других городов. Нелегко было угодить тысячам требовательных зрителей. Они бурно выявляли свое одобрение или осуждение пьесы и актеров.

После представлений особенная комиссия, принимая во внимание мнение зрителей, присуждала победу авторам наилучших пьес и наилучшим актерам. Их награждали венками и ценными подарками.

Авторы пьес были в чрезвычайном почете. Эсхилу и Софоклу поставили в афинском театре памятники-статуи.