Исторические предпосылки становления культуры Возрождения


Ренессанс в Западной Европе (от франц. Renaissance — Возрождение) охватывает период от последней трети XIII ст. до конца XVI ст., а в Англии он длился еще и в начале XVII ст. За достаточно короткое, сравнительно со средневековьем, время заложено и фундаменты нового этапа в истории мировой культуры, среди которых, — реалистичное и гуманистическое художественное творчество, секулярне миропонимание, представление о свободе и достоинстве человеческой личности. В зависимости от конкретных исторических условий в каждой западноевропейской стране культура Возрождения формировалась, развивалась, достигала расцвета и переживала криза позднего и периода по-разному. Полнее всего и найпослидовнише эволюция Возрождения проходила в Италии, где четко выделяются четыре ее этапа: так называемый Проторенесанс (последняя треть XIII — начало XIV ст., период, во время которого появились первые признаки качественных изменений в культурном процессе) и собственное Возрождение, в котором различают раннее (начало XIV — 90-ые годы XV ст. ). Высокое (90-ые годы XV — начало XVI ст. ) и позднее Возрождение (40-ви годы XVI — начало XVII ст. ).

Секуляризация культуры полностью отвечала интересам молодой буржуазии, которая становилась господствующей силой в городах. Однако своей гуманистической направленностью, героическим оптимизмом, гордой верой в человека, широкой народностью образов искусство Возрождения выходило за рамки идеологии ренессансной буржуазии.

Философское мнение Возрождения создает новую, пантеистическую в принципах картину мира. В ней нет места для идей божественного творения, Бога отождествлено с природой, природа и человек обожаемые. В результате ревизии философского содержания этих понятий бог философии Возрождения теряет некоторые черты, что ими его традиционно наделяли ортодоксальная религия, схоластическое богословие, и приобретает новых. Он теряет свободу, он не творит мир ничего«, а становится вечным его спутником, сливается из закон естественной необходимости. А природа приобретает черты божественные то есть с творением Божьего превращается на первоосновой вещей, которой присущи все необходимые для создания силы.

Яркой чертой философии Возрождения был антропоцентризм. Человек традиционно был важным объектом философского анализа и неоднократно в истории философии становилась центральным звеном в системе связей универсума. Согласно августинивським трактовке этой проблемы, что господствовал на протяжении всего средневековья, несмотря на то, что мир существует для человека и она стоит на наивысшей ступени в иерархии существ, что их создал Бог, человек не является самодостаточной, а имеет значение только в своем отношении к Богу, в понятии греха и вечное спасение, которого невозможно достичь, опираясь только на собственные силы. Гуманистическая философия Возрождения интересуется прежде всего земным назначением человека. Распад феодальных устойв права и морали, нестабильность, широкий спектр новых общественных отношений, напряжена драматическая борьба классов и состояний, столкновения частных интересов — эти обстоятельства способствовали активному участию каждого гражданина в общественной жизни открыли пространство для энергичного лица. Это «пробуждение одиночества духа» Гегель считал ведущей чертой Возрождения.

Классические идеалы человека средневековья — аскета-монаха или рыцаря-воина — заступает новый идеал яркой, сильной личности, что, стремясь достичь счастья на земле, развивает утверждает творческие способности своей активной натуры. Многие из деятелей Возрождения видят условием формирования нового типа культуры полный разрыв с культурой средневековья. Достижения средневековых наук и культуры испытывают часто несправедливую критику в произведениях филологов и историков философов и естествоведов. Петр Рамус, критик схоластики и реформатор логики, уверенно утверждал, что «в течение одного столетия мы увидели большие успехи в науке, чем наши предки за все предыдущие четырнадцать веков». Не избежала критики классическая древность. Историк Леон Леруа писал о свое XV ст.: «Никогда в прошлом не было столетия, когда бы культура и свободные искусства достигли такого совершенства, как теперь. За последние сто лет не только стали очевидными вещи, перед тем спрятанные в тьме невежества, но и открыто неизвестны древним новые моря, новые земли, новые типы людей, законов, обычаев, новые травы, деревья, минералы, сделаны новые изобретения: книгопечатание, артиллерия, компас. . . ». Джироламо Кардано, натурфилософия, математик, врач, который родился на грани XV и XVI ст., так оценил изобретение книгопечатания, : «Создано руками людей, придуманное их гением, оно соревнуется с божественными чудесами, ведь чего еще не достае нам, кроме овладения небом»? Овладение небом началось с труда польского астронома Николая Коперника (1473 — 1543) «О вращении небесных сфер» (1543), где он обосновывал гелиоцентрическую систему мира. Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращениям Земли вокруг оси и вращениям планет (и Земли в том числе) вокруг Солнца. Гелиоцентрическая система мира стала основой космологических теорий Джордано Бруно, она подтверждалась астрономическими открытиями Галилео Галилея, но поднимала официальную церковную доктрину, освященную авторитетом Аристотеля. Поэтому от 1616 к 1828р. учение Коперника было запрещено католической церковью (вспомним судебный процесс Галилея в 1633 г. ).

Три изобретения определили лицо новой эпохи : печатный станок, компас и артиллерия. Результатами их приложения были распространение и приумножение знаний, большие географические открытия, рост национальных монархий, что за полтора столетия создали европейский мир.

Глубокие изменения в содержании и в формах духовной деятельности, увеличения объема знаний вызывали большую общественную потребность в книге, и она была довольна, когда Гутенберг изобрел печатный станок. В течение XV в. печатались произведения отцов церкви, средневековых схоластов, научные, литературные, философские исследования восточных (еврейских и арабских) авторов, которые уже вошли в западноевропейскую культуру, переводы наработки греческих и римских ученых, литературные произведения современников. Объем церковно-богословской литературы в это время не превышает 30 % изданий. Научная продукция представляет приблизительно 10 % изданий — около 3 тысяч книг; среди них больше всего трактатов из медицины, потом идут описания растительного и животного мира, труда из арифметики, алхимии, агрикультура, произведения древних, средневековых и новых астрономов и астрологов, трактаты из физики и геометрии. Половина научных книг XV столетия напечатана в Италии. Коллекция Британского музея насчитывает не менее 20 тыс. названий итальянских книг. Все они появились в течение первых 135 лет итальянского книгопечатания. Авторы аналогичного каталога французских книг этого же музея (12 тыс. названий) считают, что он охватывает приблизительно, седьмую часть французских печатных книг 1470 -1600 гг.





Вернуться назад