ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСЬКОГО БАРОККО


Кордонный (по происхождению) статус украинской цивилизации имеет не только (и видимо не столько) геополитический смысл межевки с Полем, но и более серьезную историческую нагрузку, которая преодолевает ассоциацию с чем-то провинциальным. Напротив, эта "кордоннисть" выражает ее способность существования на границах разных культур, ее способность обогащаться ими и противостоять им.

Каждая нация развивалась на перекрестке многих влияний разных региональных форм мировой культуры. Но на Украине мы имеем редкую ситуацию наложения разных цивилизаций : античной и византийской, схиднотюркськой и ближневосточной (в их мусульманском и хазарско-иудейском вариантах), западноевропейской и сxиднослов 'янской; больше того -"крейсування" ранних форм украинской культуры между ними за собственным курсом. Поэтому кордоннисть украинской культуры приводит в остальной решт к своему роду принципа палимпсесту, когда сквозь новый текст проступают старые буквы, которые были стерты порою. Этой палимпсестности или небольше всего отвечает культурное направление барокко, с его новым типом сознания, которое получило плодотворное и органическое развитие на поприще украинской цивилизации.

Барокко возникает в Европе как промежуточная культура между эпохами Ренессанса и Просветительства. Оно было первым синтетическим и потому универсальным направлением новоевропейской культуры, которое оказалось во всех ее формах и регионах.

На Украине барокко заявляет о себе могучим аккордом золотых бань киевских соборов, которые были построены или перестроены в этом стиле; контрапунктом планов в панораме монастририв Чернигова, Новгород-Сиверського, Полтавы; экспрессивной пластикой Львовской скульптуры; мощным декоративным потенциалом украЙнськой гравюры, высокой метафизикой поэзии; возмущенной промовною патетикой полемистов; багатоманитнистю полифоничной проробки материала в партесний музыке и смысловой бездонностью символико-алегоричного менталитета литературы киево-могилянцив; драматической живописью, авантюрной волнующей казацкой души. Однако, культура барокко не была идейно однотипной. Возникая на юге Европи, (в Италии ХVИ века) она приобретает разнообразные, иногда диаметрально ориентированы в духовном отношении, формы в разных регионах. В католических странах западной Европы (Италии, Франции, Испании, Португалии) она связывается с Контрреформацией, "второй волной" схоластики и с придворным, аристократическим искусством, с его склонностью к маньеризму и евфуменичной символики. В протестантских странах и славянском мире культура барокко, рядом с так называемым "высоким стилем" выявляет определены демократические тенденции, исторически опирается на лютеранскую общину или православные братства, питается духом патриотических национальных движений, воспевает новый тип героя, который отвечает всестановости этих движений, начинает фольклоризацию художественных жанров и входит в эпоху десакрализаций культуры.

Как синтетическое направление барокко переосмысливает под углом зрения катаклизмов новоевропейской истории определены духовные свершения позднего Средневековья, Ренессанса и Реформации. При этом от Средневековья берется духовность символического виденья мира, от Рененансу - гуманизм (иногда в трагическом истолковании) и возобновление античности, от Реформации - патетическая антитетичнисть, динамика. Спецификой украинского барокко была бы в этом отношении и обстоятельство, что тяготения к античности и мифологическим образам и средневековой символике переламываются в нем через возобновление традиций Киевской Руси; а определенные идеи Реформации усваиваются в контексте идеалов национально-освободительной борьбы с ее героикой и демократизмом. Эти демократические тенденции и связывают на Украине определенные черты барокко (в частности его декоративность) с особенностями народного искусства, а не визирунковистю рафинированного, рядового вкуса придворной жизни.

Не случайно на Украине барочная архитектура развивается не только за счет нового строительства, но и через предоставление древнерусским храмам эпохи Киевской Руси черт нового художественного направления (как это, например, имело место при реставрации Софий, Михайловского монастыря, ансамбля Лавры в Киеве, или Успенского собора в Чернигове). Даже при строительстве новых барочных храмов используются традиции Киевской Руси, как это имело место при строении Преображенського собора Мгарського монастыря. Что же касается возобновления образов и традиций античности, то оно идет не только от дыхания европейской культуры Нового времени, но и от античных ценностей культуры Киевской Руси. Поэтому так органично воспринимались одно время античные маски в притворе Богоявленського собора Киева, и сочетание персонажей античной мифологии с хвалой Христу и Богородици в поэзии С. Почаського, К. Транквиллиона-Ставровецького, К. Саковича, Г. Кониського и проч.

Отвечает своему времени и изображение 12-ти подвигов Геракла в скульптурах, которые украшают ратушу в Бучачи. И даже сравнение Г. Сковородой языческих капищей с христианскими храмами, а Епикура - с Христом не стали вызовом менталитету барокко. Но при всей толерантности барокко к предыдущим направлениям развития культуры, при всей его полистилистичности, способности к объединению разных культурных эпох, оно имело и специфические, присущие лишь ему черты. Последние были связаны с углубляющим виденьем дисгармонийности и сложности мира, открытиям катастрофической и парадоксальности бытия, его непреодолимой конфликтности, с драматической метафизикой человеческой жизни как арены действия антагонистичных сил, художественным усвоением динамизма всего существующего. Барокко преодолевает статуарнисть средневековой иконы и культ рационализируемой симметрии в искусстве Ренессанса.





Вернуться назад