О. П. Довженко - яркий представитель украинской культуры


Родился Александр Довженко 10 сентября 1894 года в крестьянском семействе на черниговщине, в живописном городке Сосниця.

Детство его проходило среди сказочной природы Придесення, колоритных фигур, житейских трагедий и праздников своих земляков. Позже этот увиденный, услышанный, пережитый в детстве мир найдет свое воплощение в довженкивських фильмах, которые золотыми буквами впишутся в казну мирового кино.

В Сосници Саша, как звали его родне, получает начальное образование.

С семнадцати лет он — студент Глухивського учительского института, закончив который в 1914 году, получает направление в Житомир. Учительство его длилось до лета 1917 года и включало у себя природоведение и гимнастику, географию и физику, историю и рисование.

Впоследствии он переезжает на работу в Киев. Здесь он учительствует и учится в Киевском коммерческом институте на экономическом факультете. Когда же в Киеве открылась Академия искусств, Довженко становится ее слушателем.

В бурное лихолетье 1918 — 1920 лет Довженко на службе в Красной Армии. После освобождения Киева от польских интервентов работает в губернском управлении народного образования заведующим отделом искусства.

Так длилось до июля 1921 года, когда он, по приказу Наркомата иностранных дел УССР, был зачтен сотрудником этого почтенного ведомства и направленно на работу за границу — сначала к консульству в Варшаву, а впоследствии в Берлин. Там он продолжает рисовать и изучать занятие живописью.

В 1923 году О. Довженко возвращается в Украину. Судьба заносит его в Харьков, на то время столице Украины, где он устраивается на работу в газету «Вести», работая там карикатуристом и художником-иллюстратором.

На тридцать третьем году жизни О. Довженко круто изменяется. Он приезжает в Одессу, где начинает работать режиссером на киностудии. Первой пробой стал фильм «Ягодка любви», который имел комедийный характер, но Александр Петрович никогда не засчитывал его к своей творческой наработке. Точкой отсчета своей кинематографической жизни он справедливо начинал с ленты «Сумка дипкурьера», в которой кроме всего еще снялся и в роли кочегара.

Мечтой О. Довженко было национальное кино, приближение его эстетики к народному искусству.

В 1928 году он за сто дней снимает фильм «Звенигора» — историю украинского народа от седой древности к современности. «Картину я не сделал, а пропел, как птица», — говорил художник.

Следующей работой О. Довженко становится лента «Арсенал», а еще через год, в 1930 г., на экраны выходит непревзойденный шедевр мировой киноклассики — «Земля».

Этот фильм — гимн жизни — было названо среди двадцати лучших кинолент всех времен и народов. Фильм, в каком О. Довженко обратился до трех извечных общечеловеческих тем: жизнь и смерть, человек и земля, стара и нова — уже снимался на Киевской кинофабрике, которую только начали строить. В это время на ее территории Довженко и закладывает свой знаменитый сад.

Относительной творческой неудачей можно считать ленту «Иван», в которой отразились творческие искания автора по воссозданию нового содержания жизни.

В начале 1933 года оставляет Киевскую кинофабрику и переезжает в Москву. Впоследствии вместе с женой Ю. Солнцевою и писателем О. Фадеевым отправляется на Дальний Восток. Цель поездки — создание сценария о восточных рубежах страны. Результатом творческой командировки стал фильм «Аэроград».

Накануне войны работает над фильмом «Щорс», с основной темой — народ в войне. За эту работу художник был удостоен Государственной премии СССР.

С началом войны изменяется и жизнь О. Довженко. Он добровольцем идет на фронт защищать родную землю. Работает в газетах «Красная Армия», «Красная звезда», «Известия». Пишет серию рассказов.





Вернуться назад