КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ


ВСТУПЛЕНИЕ

Китай, на огромной территории которого в 10 млн. кв. км проживает 1,2 млрд. чол. - сверх пятая часть населения Земли - играет все видчутниму роль в мировой политике.

Давняя история и культура Китая издавна привлекали внимание ученых разных стран. Однако и до сих пор в исторической науке отсутствовала мысль относительно периодизации и других существенных моментов истории Китая. Очень отличаются точки зрения на рубеж перехода Китая к феодализму: от XI ст. к Р. Х. к III - V ст. н. есть. Рабы в историческом труде одного историка лег-ко превращаются у крепостных крестьян под пэром другого автора. Советская историография /В. В. Струве, А. И. Авдиев, Л. I. Думан и др. / после утверждения в 30-х гг. XX ст. гипотезы об универсальности рабовладельческой социальноекономичной формации делала особенный на-голос на хронологических рамках рабовладельческого общества в Китае и классовой борьбе с рабовладельцами. Часть известных западных историков отрицает общие закономерности развития Китая и остального мира, особенно Западу, пидкреслюючи специфику китайской истории и культуры. Да, немецкий ученый О. Франке создал теорию "конфуцианского государства" в Китае. Однако, реалии жизни не позволяют, как это еще делалось потомками колонизаторов в 1920-1930-х гг., пренебрежительно смотреть на китайскую культуру. Указанное подчеркивает значимость исследования и изучения многовековой культуры китайского народа.

Уже давнее оседлое земледельческое население долины большой реки Хуанхэ создает батате неолитические культуры Яншао /3000-2200 гг. к Р. Х. / но Луншань /3200-1700 гг. к Р. Х. /. ХVИ - ХI ст. к Р. Х. охватывает культура бронзы Шан-Инь. В 1579 г. до Р. Х. основывается правящая династия Шан, или как ее называли в дальнейшем - Инь. Иньська народность и создана иньцями культура легли в основу китайской народности и китайской культуры. Союз кочевых чжоуських племен, на которые благотворно влияла иньська культура, однако, начал завоевание територий государства Инь. Была провозглашена новая династия жонив /правителей/ - Чжоу. Время государства Чжоу обнимает время от XI по ИИИ ст. к Р. Х. и разделяется на два периода: период Западного Чжоу /1075-771 гг. к Р. Х. / но период Восточного Чжоу /770-256 гг. к Р. Х. /, наполнен междоусобными войнами. Династия Цинь /246-207 гг. к Р. Х. / объединяет Китай. При императоре Цинь Шихуанди /221-210 гг. к Р. Х. /Китайская империя занимает огромную територию к центральным районам Монголии на севере, к Вьетнаму - на юге, в Корею - на востоке и к пустыне Такламакан - на западе. Борьба за престол после смерти императора и восстания крестьян привело к основанию новой династии Хань. Первая /Западная/ династия Хань правила с 207 года до Р. Х. по 25 г. н. е. ; Вторая /Схида/ династия Хинь правила с 25 по 220 гг. н. е. Падение династии Хань опять привело к разделению Китая на несколько держал. Однако особенное значение имело то, что в период Хань окончательно сложился единственный китайский народ, который получил название ханьцив.

1. Китайская письменность

В Иньську время ХИV - ХI ст. к Р. Х. возникает письменность - прообраз современной иероглифической китайской письменности. В самой давней пиктографической письменности отдельные слова обозначались рисунками. Потом появились более сложные знаки, которые помечали абстрактные понятия. В иньських надписях можно увидеть уже развитую систему иероглифического письма : кожинй знак имел смысловое значання и фонетическое звучание. В иньських надписях использовалось свыше 3500 иероглифов; 2,5 тыс. из них в другом написании сохранилось к современному периоду. Эти иероглифы помечали слова, которые входят в основной словарный фонд китайцев. Это дает право считать иньську письменность началом письменной кульвури китайского народа.

Одним из важнейших мероприятий императора Цинь Шихуанди была унификация написания иероглифов, которое сохранилось по существу неизменным до наших дней. В качестве материала для письма иньци использовали поверхность панцерив черепах и костей животных. Позже писали тушью на бумаге с помощью кисточки. Создание письменности стало основой для появления первых литературных достопримечательностей.

2. Давняя религия. Государственная идеология и религийнофилософськи системы

Древнего Китая

Давняя религия китайцев легла в основу следующих развитых религиозно-философских систем. Эта религия давних китайцев являла собой, с одной стороны - обожания и одухотворения природы /особенно земли и гор/; у другой - развитой культ предков.

За вируваннми давних китайцев высший дух природы Шанди /Небо/ руководит всеми духами природы и дарит власть императорам, в связи с чем император назывался "Тяньцзи" - "сын Неба". В честь Шанди создавались храмы неба, где императоры приносили жертвы.





Вернуться назад