Билокур Екатерина - выдающаяся народная мастерица Украины


Если бы у нас была такого уровня мастерства художница, мы заставили бы

заговорить о ней весь мир.

Пабло Пикассо. 1954.

Екатерина Васильевна Билокур родилась 7 декабря 1900 года в

селе Богданивци Пирятинського уезду Полтавской губернии (в настоящее время Киевской области) в бедном крестьянском семействе. Писать и читать научилась самостоятельно. «На этом мое образование начальное, средняя и более высокая закончилась», — вспоминала потом Екатерина Билокур. В детстве, которое прошло в бедности, рисованием не занималась, об искусстве узнала уже девушкой из книг и от сельского учителя Ивана Калити. Первые попытки рисовать делала угольком на куске домашнего полотна. Не смогши вступить через лишения в семье к какому-то учебному заведению, днем работала в поле, на огороде, а вечером, попоравшись в хозяйстве, к ночи рисовала. Кисти изготовляла сама из щетины, использовала краски, которые делала из свеклы, бузины, калины, лука и разных трав. Иногда удавалось доставать и масличные краски. Рисовала по большей части цветы, иногда и портреты. В 20-х годах дважды хотела вступить к художественно-керамическому техникуму в Миргороде и к Киевскому театральному техникуму, но не имела документов об окончании семилетки. Из раннего периода творчества сохранились портрет сестры Оли Билокур (1928) и колхозницы Татьяны Бахмач (1932). Позже рисует преимущественно цветы, учится компоновать, сочетать цвета в единственную гармоничную целость. Во второй половине 30-х — в 40-х годах овладела техникой живописи. В то же время с рисованием руководила драматическим кружком в сельском клубе, сама выступала на сцене. Первые значительные работы этого периода — «Березка» (1934), «Цветы за плетнем» (1935), «Цветы», «Портрет племянниц» — засвидетельствовали ее высокая одаренность. Благодаря содействию выдающейся украинской певицы Оксаны Петрусенко, которой написала письмо крестьянка из Богданивки, ее произведениями заинтересовались работники Полтавского дома народного творчества. в 1940 году картины Билокур экспонируются на выставке в Полтаве, потом на республиканской выставке в Киеве. в 1941 году состоялась персональная выставка ее произведений в Полтаве, которая имела огромный успех. Художница побывала в Киеве и Москве, где впервые увидела музеи и произведения выдающихся художников. Большинство произведений тогдашнего периода потеряно во время войны.

После освобождения села от фашистов Билокур создает одни из наилучших своих произведений — «Буйная», «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожая» (1946) и знаменитое полотно «Царь-колос» (1949). 50-ые годы — наиболее плодотворный период творчества. Ей помогает Союз художников Украины, она участвует во многих выставках, в Богданивку приезжают выдающиеся представители украинской культуры. Билокур встречается и переписывается с Павлом Тичиною, Николаем Бажаном, Василием Касияном, Антоном Середою, Матвеем Донцовим, Степаном Таранушенком, Степаном Кириченком. Но после смерти отца на ее плече легло хозяйство и присмотр за старой матерью, что забирало много сил и здоровье.

в 1954 году в Париже на международной выставке демонстрируются ее картины «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле», которые высоко оценил Пабло Пикассо. в 1956 году ей присвоено звание народного художника Украины. В последние годы жизни художница создала замечательные картины «Пивоний» (1959), «Букет цветов» (1959), «Цветы и овощи» (1959), «Натюрморт» (1960). Она тяжело болела, сказывалась бедность тогдашнего сельского быта, неустроенность в личной жизни, болезнь матери.

Умерла художница 9 июня 1961 года. в 1977 году в селе Богданивци открыт мемориальный музей художницы, на территории которого установлен памятник (автор И. Билокур).

Когда в 1954 году всемирно-известный маэстро Пабло Пикассо увидел на международной выставке в Париже картины Екатерины Билокур, говорят, что он долго стоял около них, языков загипнотизирован, а потом назвал ее гениальной и сравнил из Серафин Луйз из города Санли, известной художницей, которая прославилась в наивном искусстве и также рисовала цветы. И прибавил: «Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней». Через два года Екатерине Билокур было присвоено звание народного художника Украины. Ее имя стало известно в республике и вне ее пределов, о ней пишут статьи, в Богданивку, раньше богом забытое село, как говорила сама Билокур, начали наведываться гости из Киева, ее вспоминают рядом со славным примитивизмом Анри Руссо, Иваном и Иосифом Генераличами, Марией Приймаченко, Нико Пиросманишвили, Анной Собачко-шостак. А к этому были долгие годы преисполненного будничного тяжелого труда сельской жизни, голод, разруха, коллективизация, война, опять голод 1946 года. . . Все это пережила Екатерина Билокур, как и миллионы украинских крестьянок, но сумела благодаря своему огромному, данному Богом таланту и удивительной настойчивости достичь вершин успеха и прославить украинское искусство на целый мир. Ей пришлось пережить осуждение и непонимание односельчан, которое видело в ее занятиях рисованием попытку уклониться от работы. Она встретила непонимание матери, которая считала ее рисование бессмысленным, и все-таки, преодолев эти такие непростые в сельской жизни препятствия, она самостоятельно, шаг за шагом открывала для себя тайны живописи. Не имея средств на краски и кисти, готовила их сама из растений и щетины, не имея специального художественного образования, альбомов и книг, училась у природы.





Вернуться назад