Человеческая моральнись: обязанность честь достоинство совесть

Главная - Культура - Человеческая моральнись: обязанность честь достоинство совесть

ОБЯЗАННОСТЬ

Существенно особенностью морального взгляда на мир является разделение мира на мир сущего и мир должного - того, которое предусматривается требованиями морали, идеей добра, но еще не достало реализацию.

(Деонтология (грец. deon - нужно, необходимое, Logos -слово, учение) - наука о должном, о том, которое должно быть).

Важной для человеческой нравственности является позитивная ценностная ориентация на благо, добро. Но важно и то, что в общественной жизни людей, в водовороте случайностей, конфликтов, с которыми сталкивается человек в своем непосредственном существовании, такая позитивная ценностная ориентация не может быть сохранена без элемента самого принуждения, обязательности, волевого усилия (что как раз и воплощается в представлении о должном). Следует взвесить в полном понимании слова. Можно замечательного осознавать, что почему-то, чего теперь нет, надлежит быть, что какие-то изменения непременно нужны и т. др. - и в то же время самому ничего не делать для установления этого должного и обязательного порядка вещей и даже не чувствовать необходимость такого собственного вмешательства. Категория обязанности как раз и фиксирует приобретение общим представлениям о должном формы конкретного требования, обращенного к человеческому субъекту в соответствии с его положением в данный момент. Другими словами, обязанность - это осознания надлежащего, при каком осуществлении должного становится для лица неотложным практическим заданием.

Еще иначе: мы должны чувствовать свою субъективную причастность к реализации этого должного, осознавать, что без собственных целеустремленных усилий оно, возможно, и не будет осуществлено.

Да, можно искренне переживать по поводу нынешнего состояния естественной среды, жалеть, что это состояние уж слишком далеко от должного. Однако действительно моральное осознание этой ситуации имеет место тогда, когда мы начинаем понимать, что спасение природы требует конкретных усилий каждого из нас, когда заботливое отношение к окружающей среде приобретает действенность непосредственных жизненных заданий человеческой личности.

Важно также отличать осмысление в категории обязанности разных общественных, профессиональных и т. п. требований к человеку от того, которое представляет неотъемлемое содержание моральной обязанности как такового. Человек может и должен воспринимать выполнение определенной совокупности своей гражданской, производственных и других обязательств как собственную моральную обязанность. Случается, однако, что между морально санкционированными общественными требованиями к личности и ее собственно моральной обязанностью вызревают противоречия, конфликты, развязать которые может лишь сам есть данная личность.

Да, обязанность воина требует в случае крайней потребности убить врага, тем временем как моральная обязанность выходит из категорического запрета «не убей».

Человеческое ржи открыто для подобных конфликтов: именно поэтому соблюдение моральной обязанности способно перерастать в настоящий ответственный поступок, удостоверять индивидуальность и силу воли человека, ее способность рисковать ради собственных убеждений.

2. Ответственность - этичная категория, которая означает осознание индивидом (соц. группой, народом) своей обязанности перед обществом, человечеством. (за словарем).

Если категория обязанности помечает предоставление представлению о надлежащих формах конкретного практического задания определенного человеческого субъекта, то категория ответственности характеризует упомянутого субъекта с точки зрения выполнения им этого задания. В какой мере человек исполняет свою обязанность или же в какой мере она виновата в его невыполнении - это и есть вопрос о ее моральной ответственности.

Категория ответственности тесно связана с представлением о свободе человека. Очевидно, что не имея свободы, человеческая личность не была бы в состоянии отвечать за свои поступки.

(Когда оконное стекло в вашем окне разобьет футбольный мяч, пущенный хлопчинами из двора, вам не придет в голову корить мяч, потому что он. Как простое физическое тело, не мог произвольно изменить траекторию своего движения. Когда ваша собака взыщет из стола скатерть, вы можете накричать на него, но не будете всерьез обвинять его в хулиганских действиях, всерьез обижаться на него).

Относительно человека считается, что ей присущая свобода действия, свобода выбора, что она способна осмыслено, с учетом возможных последствий избирать тот или другой вариант поведения - а потому должен нести ответственность за совершенное ею.