Семья и брак

Главная - Культура - Семья и брак

Этимология русского слова «нехватка» указывает на родство с древнерусским «брачити», то есть «отбирать». Украинское слово «брак» берет свое начало от давне-славянского слова «сълюб», которое означало торжественное обещание. «Слюбитись» в ряде славянских языков значит договориться. Брак — это санкционированная обществом форма взаимоотношений между полами и отношения к потомству, то есть средство регуляции половых отношений и воссоздания населения. Это свободный равноправный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, которая образует семью и порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности между супружеской четой .

Приведенное определение брака как социального явления содержит и очевидное противоречие: брак — «свободный», но связан с «обязанностями». Однако это и противоречие реальной жизни. По мнению К. Маркса «. . . никого не вынуждают брать брак, но каждого вынуждают подчиняться законам брака, если он взял брак». Современный брак является моногамным (моногамия-мицна, стало однобрачие) и являет собой исторически четвертую форму брака, которую знает человечество.

Начало формирования брачных отношений в зарождаемом обществе связано с потребностью в особенных социальных нормах для регуляции полового общения внутри рода, укрощения биологического инстинкта. Да, накладывались запреты (табу) на половое общение между мужчинами и женщинами данного рода в определенные периоды (подготовка к охоте, сама охота). Табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили брак (межродовой, межплеменной) экзогамии.

Запреты распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, однако выходцев из других родов и племен не касались. Возникновение брака экзогамии совпадает с процессом формирования гомо сапиенс, что появился приблизительно 40 тыс. лет тома. Таким образом из эндогамии, то есть половой связи между представителями только одного рода, через агамию, то есть временный запрет половых сношений, возникла экзогамия — систематические половые связки между представителями разных родов. Возникает групповой (дуально-родовой) брак, где все мужчины одного рода являются мужчинами всех женщин другого рода, мужчины же этого второго рода, соответственно,— мужчинами женщин первого.

В рамках группового брака производственные и детородные отношения были оторваны друг от друга. Групповой брак еще не стал браком персональным, то есть сколько-нибудь постоянных «супружеских» пар не существовало. При таких отношениях определить линию отцовства было невозможно Происхождение детей считалось только по матери, признавалась только женская линия ридства. Дети знали только своих матерей. Сестры с их детьми, кровные братья и другие родственники и представляли материнский род. В качестве материальной основы группового брака выступало главным образом домашнее хозяйство, поскольку охота уже не всегда могла обеспечить благосостояние рода.

Постепенно в рамках дуально-родового брака на почве взаимных поездов начали складываться достаточно постоянные пары. Парный брак не регулировался сообществом — его поддерживала только добрая воля партнеров, потому он еще не был моногамным. Мужчина мог быть связан такими парными отношениями с несколькими женщинами, равно как и женщина — с несколькими мужчинами. Такой брак скорее был первисно-егалитарним, то есть равноправным. Данная форма брака возникла приблизительно 25-24 тыс. лет потому, что предопределялось переходом к новым формам хозяйственным, экономических отношений внутри рода, возникновением личной собственности.

Появление последней, излишков продуктов у некоторых членов рода положила начало дарообминови как дежурному шаговые на пути к упрочению семьи, превращение ее на хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил «своей» женщине из чужого рода часть излишка, женщина же могла дарить ему свою. Й пока существовал дарообмин, поддерживалась связь между мужчиной и женщиной. Так возник индивидуальный парный брак.

Формирование обособленно парной семьи предусматривало неадекватный дарообмин, то есть, чтобы мужчина дарил женщине больше, чем она ему. Таким образом, мужчина становился кормильцем семьи, жены и детей. Подобная практика вызывала возникновение внутри дуально-родовой организации такой постоянной хозяйственной единицы, как община, которая состояла из парных семей. К каждой из них входили мужчина, женщина и ее деть. В таком виде брак выглядел как союз между мужчиной и женщиной, а одна из целей данного союза — обеспечение содержания и воспитание детей женщины. Наконец, с возникновением парного брака половые сношения между партнерами уже регулировались не только моральными нормами, но и определенными социально-экономическими отношениями.

Возникновение и укрепление частной собственности привело к упрочению классовых отношений, которые легли фундаментами у современного вида брак — моногамию. Своей классической формы моногамный брак и моногамная семья достигают лишь в зрелом классовом обществе. Поскольку обладание частной собственностью на средства производства стали основой распределения созданного в обществе продукта, человек выступает в роли кормильца только потому, что является владельцем средств производства. Развитие новых экономических отношений изменило роль партнеров в семье, женщина фактически стала рабой мужчины, материнское право было ликвидировано. По словам Ф. Энгельса, это было всемирно-историческое поражение женского пола, в результате которого «мужчина захватил бразды правления и в доме, а женщина была лишена своего почетного положения, закабаленная, преобразованная в рабу его желаний, в простые орудия деторождения».