Итальянское искусство. Национальны литература и театр

Главная - Культура - Итальянское искусство. Национальны литература и театр

Итальянское искусство

Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим взлетом, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции искусство не имело такого всеобъемлющего значения. В первую очередь в искусстве находило воплощение новое гуманистическое мировоззрение.

Из других особенностей искусства Ренессанса можно отметить его светский (нецерковный) характер и активное использование научных достижений. Само изобразительное искусство послужило могучим стимулом изучения анатомии человеческого тела. Поиск путей передачи глубины пространства в живописи привел к открытию законов линейной перспективы. Основоположником очерковой геометрии является большой художник А. Дюрер. Таких примеров можно навести огромное количество.

В итальянском искусстве эпохи Возрождения принято выделять такие периоды: XIV ст. - Предвозрождение (или Проторенесанс), XV ст. - раннее Возрождение, конец XV - XVI ст. - высокий Ренессанс, конец XVI - начало XVII ст. - позднее Возрождение.

Проторенесанс. Зачинателем итальянского Возрождения в живописи обычно считают Джотто (1266-1337). В своих произведениях, написанных на религиозные сюжеты, он начинает отходить от средневекового плоскостного, двухмерного изображения. Применяет светотень для предоставления фигурам объемности. Располагая их в нескольких планах, Джотто пытался достичь глубины изображения. Его современник Петрарка писал, что чувствовал перед творениями Джотто "увлечение, которое доходило до оцепенения". Наиболее замечательными являются фрески в капелле дель Арена в Падуе (эта капелла - небольшое церковное сооружение для молитв одной семьи или хранения реликвий - построена на арене античного амфитеатра, откуда и название). На Джотто было положено руководство строительством главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По его проекту была построена знаменитая колокольня, расцвеченная полосками белого, зеленовато-черного и розового мрамора.

Раннее Возрождение. Флоренция была наибольшим культурным центром Италии того времени, в XV ст. здесь развернулись бурные события. Смахивает республиканский строй, устанавливается тирания семейства Медичи. Правления одного из них - Лоренцо Медичи, прозваного Пышным, отмеченное невероятным внешним блеском, расцветом искусств, а параллельно с этим - ростом народного недовольства. Народный гнев вылился в большое восстание, возглавленное монахом Савонаролою, который пламенно проповедовал простоту и умеренность.

Раннее Возрождение связано с целой плеядой мастеров, среди которых определяющим для становления нового искусства стало творчество архитектора Брунеллески, скульптора Донателло, художника Мазаччо.

Первым мастером, который осознал необходимость реформ и ясно сформулировал идеи нового художественного мышления, был скульптор, и в первую очередь архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446). Наибольшую славу принесло Брунеллески строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре в Флоренции. Уже вспоминалось о том, что строительство собора началось за полвека к Брунеллески, еще Джотто построил колокольню, был заложен фундамент основного здания, возведены стены. Наследуя готическую традицию, собору предоставили восьмиугольную форму. Брунеллески изменяет замысел, ставит и решает технически самое сложное задание - перекрывает отверстие диаметром в 42 метра куполом. Это было первое после средневековья купольное строение в Европе. Брунеллески создал новый архитектурный стиль, который характеризуется стройной гармонией и пропорциональностью частей, упорядоченностью строения. Для развития живописи поворотное значение имело открытие Брунеллески законов линейной перспективы.

Силой, страстностью и реализмом пропитаны работы скульптора Донателло (1386-1488). В своей сфере искусства он выступил в качестве истинного новатора. Он возродил типы скульптурных изображений, которые не создавались со времен античности, : круглую статую, изображение обнаженной фигуры, конный памятник, скульптурный портрет. Донателло обращается к популярному библейскому в эпоху возрождения сюжету о Давиде, простом пастухе, который победил великана Голиафа и стал народным героем. Он изображает обнаженного Давида, который топчет председателя побежденного Голиафа. Связь с античной традицией прослеживается и в конном памятнике кондотьеру Гаттамелати (в переводе - "Пестрая кошка" - прозвище знаменитого и удачливого вожака наемных войск) в Падуе. Кондотьер изображен в одежде древньоримського императора.

У живописи роль новатора принадлежит Мазаччо, который прожил очень короткую жизнь - всего 27 лет. Он продолжил традиции Джотто и завершил его реформы. Его главным произведением стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармина в Флоренции. Фрески изображают эпизоды из жизни святого Петра и два библейских сюжета - "Грехопадения" и "Изгнания из рая". В этих росписях очень много было сделано у живописи впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела, с помощью светотени передана их величина, фигуры представлены в естественном руссе, с помощью линейной перспективы создано глубокое пространство. Впервые же Мазаччо персонажам картин предоставил портретных черт своих современников, в частности заказчика - Филиппо Бранкаччи. Большим своеобразием отмечается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). Он часто обращался к античной мифологии, которая недавно была под церковным запретом. Его произведения ("Весна", "Рождение Венеры") пронизаны тонкой поэтичностью, изысканностью художественного стиля. Он считается непревзойденным мастером линии как средству выразительности.

Высокий Ренессанс. Начало XVI ст. было для Италии порою экономического упадка, политического кризиса и начала иностранной интервенции. Однако именно в этот период, вопреки раздробленности, которая хранилась, и междоусобным войнам, крепнет понимание общенационального единства, наступает невиданный расцвет искусства. Этот период получил название высокое Возрождение (или высокий Ренессанс), который вмещает творчество самых талантливых мастеров : Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Уже современники называли их божественными. Складывается самобытная венецианская школа живописи (Джорджоне, Тициан).

Основателем нового этапа развития искусства стал Леонардо да Винчи (1452-1519), найнезвичайниша фигура в истории мировой культуры. Он воплотил в себе идеал человека Возрождения : умел все и во всем был гениальным. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, художником, музыкантом, оставил огромное количество записей об искусстве, которые после его смерти были выданы под названием "Книга об искусстве". Он занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, гидравликой, математикой - этот список можно продолжать. Много из его идей на столетие опередили свое время (вот только некоторые из них: идея летательного аппарата более тяжелого при воздухе и парашюте, конструкция башенного подъемного крана, винтового домкрату, роликового подшипника и др. ). Однако из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного, его смелые архитектурные проекты не были осуществлены, к художественным полотнам к нам пришло немного. Объяснение кроется в том, что ко всему Леонардо подходил как исследователь, сам процесс изучения, познания интересовал его больше конечного результата.

Уже в молодости Леонардо да Винчи пришел к мнению о неразрывной связи науки и искусства. Анатомические исследования художников, которые раньше касались правильного внешнего изображения человеческого тела, он распространил на весь организм.

Выше других искусств Леонардо ставил живопись. Своим изображениям человеческих фигур он прибавил невиданную раньше рельефность, используя изученные им законы оптики. Художники XVI ст. завладели перспективой, Леонардо да Винчи завладел пространством. Он первым постиг искусство изображения своих персонажей не на фоне, а внутри просторную. Этому ощущению способствовала мягкая, с полутонами, светотень.

Научная продуманность, тщательный расчет сразу сворачивают на себя внимание во фреске "Тайна ужин", выполненной на стене трапезной доминиканского монастыря вблизи Милана. К теме, которая трактовалась многократно, Леонардо подошел по-новому, сумев передать психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств.

Наиболее знаменитая картина Леонардо да Винчи и, наверное, всей мировой живописи - портрет Моны Лизы, жены богатого флорентийця Франческо дель Джокондо. "Джоконда" - принципиально новый портрет, так раньше никто не писал. При внешней недвижимости модели художник передал "жизнь душе", заложив таким образом основы психологического портрета.

В искусстве высокого Возрождения центральное место окончательно занял человек. Образ прекрасной, гармонично развитой, сильной телом и духом человека становится главным содержанием искусства.

Рафаэль Санти (1483-1520), родом из Урбино, провел в молодости несколько лет в Флоренции, многим обязан ее искусству. Рассуждая о своеобразии творчества Рафаэля, известный искусствовед Б. Р. Виппер пишет: "Леонардо превосходит его силой интеллекту, Микеланджело - более могучий, Джорджоне - мелодичный, Тициан - более красочный, более прекрасный. Но дело в том, что у него есть и большая сила интеллекта, и могучая фантазия, и утонченность". Гений Рафаэля соединил, синтезировал творческие достижения предшественников. Считается, что всех своих больших современников Рафаэль превзошел в мастерстве композиции.

В творчестве Рафаэля нашел многогранное воплощение обид Мадонны. На эту тему им написанное огромное количество картин, наиболее прославленная из которых - "Сикстинская Мадонна". Картина была алтарным образом в церкви святого Сикста монастыря Четырех монахов в небольшом городе П'яченце. Впоследствии монастырь заставили продать картину правителю Саксонии. В конце Второй мировой войны вместе с другими картинами Дрезденской галереи она была найдена советскими солдатами в покинутой каменоломне и спасена. Рим не имел собственной художественной школы, однако он становится в начале XVI ст. важнейшим центром искусства Италии, почему способствовала политика папского двора. Большая часть творческой жизни Рафаэля прошла в Риме. Самой значительной его работой была роспись четырех станц (станци - большие комнаты, залы) папского дворца в Ватикане. Наиболее знаменитые фрески Станци делла Сеньятура (зал заседаний папского церковного суда). Сюжеты четырех фресок на ее стенах - аллегории разных сфер духовной деятельности человека. Пронизана духом Ренессанса фреска "Афинская школа" (апофеоз философии). Рафаэль располагает композицию так, вроде бы античный портик продолжает пространство комнаты. В центр он вмещает фигуры Платона и Аристотеля - мыслителей, которые воплощали два пути познания мира, - идеалистичный и материалистический. Их окружают другие античные философы.

Рафаэль прожил всего 37 лет, но осуществил очень много, довел до конца большие начинания, смерть прервала последнюю его работу - руководство строительством храма Св. Петра в Риме.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую и трагическую жизнь, полную больших свершений. То, что он создал, - грандиозное и по масштабу творений, и за силой образов. Предан гуманистическим идеалам, он прославлял силу и свободу человека. Микеланджело стал свидетелем краха этих идеалов, уничтожения республики, разгрома Рима. Главной темой его творчества становится пафос борьбы. Учился он в родном городе - Флоренции, но в его творчестве не чувствуется влиянию учителей. Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором. Его прославила мраморная статуя "Давид". Вазари писал, что она "забрала славу у всех статуй: современных и античных, греческих и римских". Специальная комиссия самых выдающихся художников решила установить эту статую перед дворцом Синьорий в Флоренции, что закрепило за ней гражданское значение, сделало символом борьбы за республику и независимость.

В Риме Микеланджело на заказ Папы выполняет росписи Сикстинской капеллы. На это пошло 4 года работы (площадь фресок - 600 квадратных метров). Художник использует библейские сюжеты - сотворение мира, большой потоп, но творит не смиренные христианские обиды, а могучие, титанические фигуры. Это - гимн человеку, его красоте, силе, творческому началу. Впечатление от живописи Микеланджело современники определяли сроком, который украинской звучит как "грозное величие".

Во время восстания в Флоренции у 1527 г. (изгнание Медичи) и осады города Микеланджело был на стороне республики, ведал строительством оборонных сооружений. После поражения он был вынужден скрываться. Как условие прощения ему было выдвинутое требование закончить сооружение капеллы Медичи. Понятный трагизм созданных им в это время скульптур (аллегории Утра и Вечера, Дня и Ночи).

Через три десятилетия Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу и расписывает алтарную стену - фреска "Страшный суд". Он рисует образ общечеловеческой катастрофы, что было созвучно трагическому краху гуманистических идеалов, который происходил на его глазах. Это произведение вызывало могучую общественную поддержку и резкое осуждение церкви, вплоть до намерения Папы уничтожить роспись, которую все-таки побоялись осуществить и заменили приказом "одеть" обнаженные фигуры (несколько художников дорисовывали драпировки, которые уже в наше время, в ходе реставрации, убранные). Из архитектурных проектов Микеланджело наиболее грандиозный - купол собора Св. Петра в Риме.

Дольше других районов Италии независимость хранила Венеция, где сложилась яркая и самобытная художественная школа. Зенит венецианского Ренессанса - творчество Тициана (1477-1576), который оставил огромное наследство. Он написал огромное количество портретов. "Не было такого именитого человека, обладателя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом", - писал Вазари. Это был новый шаг в портретном искусстве. Тициан создает обиды сложные, противоречивые, особенно в поздних работах. Многие художники учились в Тициана мастерства изображения света, разлитого по всей картине. Его идеал жизнерадостен, жизнеутверждающий. Главная особенность живописи Тициана - богатство колорита ("Венера", "Любовь земная" и "Любовь небесна", "Магдалина, которая кается"). Одна из последних картин Тициана - "Св. Себастьян" за трагизмом созвучная последним работам Микеланджело.

До конца XVI в. сам в живописи более наивыразительно оказывался кризис эпохи Возрождения. Направление в искусстве того времени называют ман'еризм: художники копировали технические приемы высокого Ренессанса, повторяли обиды, использовали живописные открытия, но бывшего пафоса, силы мысли, гуманистической глубины уже не было. Все большую роль начинает играть внешняя нарядность, декоративность.

Итальянское искусство оказало глубокое влияние на Германию (А. Дюрер), Северную Европу (П. Брейгель-старший, И. Босх), Испанию (Ель-Греко).

Национальны литература и театр

Новой по форме и по содержанию становится в это время и литература, благодаря своим возможностям она полнее всего выразила свою эпоху. Именно в эпоху возрождения появляются национальные литературы (другими словами - литературные произведения национальными языками). Итальянская литература. В итальянской литературе на грани между старым, церковно-феодальным и новым, гуманистическим мировоззрением - конец XIII -початок XIV ст. - находится творчество Данте Алигьери (1265-1321). Данте был не только писателем, но и политическим деятелем, сторонником демократических сил. Когда его партия потерпела поражение, он стал изгнанником до конца жизни. Тогда он и пишет свою "Комедию", которую позже Бокаччо назвал "Божественной комедией", это название и вошла в историю литературы. Немецкий писатель ХХ ст. Стефан Цвейг дал ей такую оценку: "Подобно крутому водоразделу она раз и навсегда размежевала два больших потока - средние века и Новое время, но, как всякая горная вершина, она одновременно связывает две культуры, которые на первый взгляд размежевывает". Книга написана народным тосканским нариччям, которое и легло в основу итальянского литературного языка (Тоскана - область Италии, столица которой - Флоренция). "Божественная комедия" во многом еще связана с мировоззрением католицизма, отображает средневековую картину мира (сюжет складывает фантастическое путешествие автора в ад, чистилище и рай). В поэме широко использована характерная для средних веков символика чисел : она состоит из 100 песен, первая из которых - вступительная, а другие разделены по 33 песне на 3 части - "Ад", "Чистилище" и "Рай". Однако поводыри Данте уже совсем из другого образного ряда. В ад и чистилище его сопровождает Вергилий - римский поэт и мыслитель, а в рай - Беатриче, - прекрасная любимая Данте, которая слишком рано умерла. Еще раньше он уже воспел свое чувство к Беатриче в книге "Новая жизнь".

Первыми в полном смысле гуманистами в итальянской культуре были Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо, которые вместе с Данте являются творцами итальянского литературного языка.

Жизнь и творчество Петрарки (1304-1374) наиболее ярко показывают, какое значение малая античность для итальянских гуманистов. Петрарка буквально склонялся перед античным миром, был блестящим знатоком языков, учредил науку, которая получила позже название классической филологии. Вся жизнь занимался поиском и изучением древних рукописей, писал историческое произведение, наследуя античных авторов. Однако славу в веках ему принесли не эти парадные произведения, а лирическая поэзия, которую сам он всерьез не воспринимал. Двадцать лет он воспевал свою любимую Лауру при жизни и десять лет после ее смерти, хоть даже не было близко с ней знакомого. "Книга песен" открыла новые пути европейской лирической поэзии.

Одаренность совсем другого плана имел Бокаччо (1313- 1375). Благодаря нему одним из ведущих жанров ренессансной литературы становится авантюрная новелла. Его "Декамерон" (сборник из ста новелл, откуда и название книги) в увлекательной, остроумной форме разворачивает перед нами картину быта и традиций итальянского общества. Много новелл разоблачают лицемерие, алчность монахов. Когда католическая церковь ввела в практику Индексы запрещенных книг, "Декамерон" сразу туда попал. Перу Бокаччо принадлежит первый в европейской литературе психологический роман "Фьяметта".

Литература Германии, Франции, Испании. Германия - родина Реформации, и немецкие писатели были тесно связаны с идеями и настроениями своей страны. Главное внимание они уделяли религиозно-философским, морально-этическим проблемам. Причем в их произведениях сочетали резкая критика порядков, которые существовали, и боязнь активности народных масс. О многом говорят уже названия книг : "Корабль дураков" Себастьяна Бранта, "Похвала глупости" Еразма Роттердамського, "Письма темных людей" Ульриха фон Гуттена.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553). Родился он в семье адвоката, в юности поступил в монастырь, потом покинул его, изучал медицину и естественные науки, был врачом, вел филологические исследования. В цикле сатирических романов "Гаргантюа и Пантагрюель" он ввел в литературу обиды, приемы народной культуры смеха. Уникальное произведение оставило Мишель де Монтень (1533-1592). Около двадцати лет он записывал свои наблюдения, рассуждения, мысли. Эти записи сложили три тома афоризмов "Опыты". Они вобрали и дух своей эпохи, и мысли "на все времена".

Основателем новой испанской литературы стал Мигель Сервантес (1547-1616), с чьим творчеством связанное завершение превращения кастильского диалекта на литературный язык. "Дон Кихот", недостаточно оцененный современниками, в XIX - XX ст. был объявлен одним из наибольших творений человеческой мысли. Задуман как пародия на рыцарские романы, "Дон Кихот" в действительности оказался глубоким, многоплановым произведением. Идеалы и цели Дон Кихота высокие, он выражает гуманистические идеи, но выглядит бессмысленно, испытывает поражения. Прекрасные идеи несовместимы с миром материальных интересов. Роман отобразил кризис ренессансного гуманизма, ввел в искусство тему "донкихотства" - верности своим взглядам и борьбы за них вопреки всему. Театр. Ренессансный театр начал свой путь значительно позже, чем литература и изобразительное искусство. Средневековые театральные жанры - мистерии и фарсы, оставались основными до самого конца XV ст. Лишь в середине XVI ст. в Италии возникает первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - комедия "Дель арте", комедия масок. Спектакли этого театра представляли актерские импровизации на основе очень короткого, схематического сценария, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: слуги - Бригелла, Арлекин, Коломбина, бессмысленный и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Врач. Постановки нового театра, которые разворачивались на деревянных сценах, на площадях городов окончательно вытеснили религиозные мистерии.

Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы комедии масок было не по силам. Современный по существу театр смог появиться, когда, кроме новых писателей, появились и новые зрители. Новое мировоззрение должно было проникнуть в широкие круги народа, потому что по своей природе театр - искусство массовое и демократическое. Это требовало значительного времени, и только в конце XVI - в начале XVII ст. наступает расцвет театрального искусства, но уже не в Италии, а в Испании и Англии. Да, в Англии Возрождения практически не коснулось архитектуры, изобразительного искусства, а проявилось в литературе и театре. Представления пользовались бурным массовым успехом. Появляются постоянные театры, типа "Глобуса" в Лондоне, частные антрепризы. Ведущими театральными жанрами были драма и трагедия, которые отвечали масштабу эпохи.

Если около источников культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху не менее величественная фигура гениального В. Шекспира (1564-1616). Обновление театра было подготовлено многими источниками: старинные площадные зрелища, народный эпос, средневековые легенды и историческая хроника, античные драмы и мифы, ренессансная литература. Именно творчество Шекспира, собрав все воедино, предоставило драматургии принципиально другого звучания. Если в античных драмах события обязательно происходили в одном месте в течение короткого промежутка времени, то у Шекспира события порою охватывают всю жизнь героя, мы наблюдаем сложное развитие сюжета при разных обстоятельствах. В событиях активно участвуют и второстепенные герои. Абсолютно новый художественный принцип положен в основу трактовки характера главного героя. Он перестает быть воплощением какой-то одной черты, Шекспир рисует сложные, полные противоречий характеры в развитии. Шекспир отбросил жесткое распределение на жанры, он смело соединяет в своих пьесах и серьезное, и смешное. Бедность декораций современного ему театра он заполнил богатством, образностью языка, диалогов.

Творчество Шекспира началось созданием серии исторических драм ("Ричард II", "Генрих IV", "Король Джон", проч. ), в которых он отказывается от парадности, схематизму в трактовке истории, потом были написаны его комедии - "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", характерная особенность которых - доброта, человечность, полное отсутствие сатиры. Шекспир создает знаменитые трагедии: "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Макбет", "Король Лир", "Антоний и Клеопатра". В каждой из них жизнь главных героев обрывается, однако главная драма - не в физической смерти. Шекспир рассуждает о том, которое приводит к такому финалу, : крах жизненных идеалов, столкновения с жестокостью мира, измена собственным принципам или ошибочность этих принципов. При том, что его пьесы создавались для конкретной труппы театра "Глобус", когда учитывались даже личностные черты актеров, их количество, Шекспир поднялся к общечеловеческим обобщениям, охватил огромное количество жизненных психологических коллизий. Часовая дистанция только увеличивает популярность драматургии Шекспира.

* * *

Эпоха Возрождения и Реформации в истории мировой культуры имеет революционную, поворотную роль. Нельзя назвать такую сферу культуры, в которой бы не возникли явления, процессы, которые определили все дальнейшее развитие, вплоть до современного их состояния:

- на изменение церковному мировоззрению, которое господствовало безраздельно, приходит новый взгляд на мир, в центре которого стоит человек, гуманизм;

- в науке вместо умозрительности, далеких от действительности логических построений возникает опытное природоведение и, как результат этого, осуществляется огромный шаг вперед в познании окружающего мира и самого человека, возникает специализация в науке;

- объектом изучения становится и само человеческое общество, начинаются поиски путей его справедливого уклада;

- образуются современные национальные европейские литературы и профессиональный театр;

- уникальным является исторический феномен ренессансного искусства, которое дало человечеству самые величественные произведения.

Литература

1. Ерасов В. С. Социальная культурология. Учебник для студентов высших учебных заведен. 2 - ое изд. испр. и доп. М.: АспектПресс, 1996. - 591 с.

2. Культурология /под редакторши А. А. Радугина. М.: Центр, 1996. - 400 с.

3. Культурология. Учебная помощь для высших учебных заведен. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. 4. Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: изд-у РГУ, 1992. - 268 с.

5. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. - М.: ЧеРо, 1996. - 288с.

6. Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. - 406 с.

7. Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993. - 390 с.