Культура эпохи бронзы и железа. Самые давние религиозные представления


1. Культура эпохи бронзы и железа

Эпоха бронзы (ИИ тыс. к н. е. ). Открытия бронзы (сплаву олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки выработанного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотной землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особенное отношение к вождю как к герою хранилось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие сооружения захоронений - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статусе умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучено на территории Украины.

Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, потому литейное дело, как и гончарная, а позже ткацкая, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Достаточно быстро человек завладел разными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. Изготовлялись самые разнообразные металлические украшения: браслеты, перстеньки, сережки, подвески, бляшки, какие нашивалися на одежду, пояса, пряжки. Особенное внимание уделялось оружию. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строю подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическая архитектура.

Железный возраст. Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия к н. е. Новый металл был крепче и значительно более распространенным. Это дало возможность внедрять его во все отрасли производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий труда почти не использовали. Там, где раньше не возникло государственности, железный возраст в общественном строю связан с "военной демократией". Появляется патриархальное рабство, крепчают связки между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерные грабительские войны. Они содействовали развитию военной техники, военной организации, поднесению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.

Скифская культура. Из европейских культур железного возраста одна из самых ярких и наиболее интересных для нас - скифская культура (VII ст. к н. е. - III ст. н. е. ). Скифская культура - это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, какие жилы на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранились большое количество скифских могильщиков и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа.

Скифы-земледельцы получали добрые урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские кони. В свою очередь, греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии: Ольвию (вблизи современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) и другие.

По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие горбы из хвороста, а на их верхушку ставить меч. Такому сооружению поклонялись, а потом сжигали. Скифы возводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами мужчин-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бильського городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, является остатками столицы Скифии, - легендарного города Гелон.

В захоронениях скифов находят замечательные изделия прикладного искусства : украшения, парадное оружие, конскую сбрую, посуду. Всемирную популярность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или отдельных частей их тела (коготь, клюв, председатель). Такое направление в прикладном искусстве получило название "звериный стиль". Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на конских налобниках. Это доказывает, что изображения играли не только эстетическую, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единственный образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животные, подчеркивают легкость и стремительность оленя. Уникальные достопримечательности культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, которая попала во внутрикурганный сруб, замерзшая, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже выучить татуировку на теле похороненного вождя.





Вернуться назад