Понятие "культура". Предмет и задание учебного курса "Украинская и зарубежная культура"

Главная - Культура - Понятие "культура". Предмет и задание учебного курса "Украинская и зарубежная культура"

1. Понятие "культура"

Происхождение понятия "культура". Из всего разнообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют в настоящее время, мы выделяем определенную особенную сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснение и доказательства этого тезиса приводятся самые разнообразные - в зависимости от того, которое понимает под культурой.

Слово "культура" - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, присмотр, улучшение, возделывание. В классической давности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона "De agri cultura" (ИИИ ст. к н. е. ), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда. Заботы отвечали духу времени : автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину приказывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в избыточности и никому не доверять.

Такой смысл слова "культура" - "земледелие" - пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (И ст. к н. е. ). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово "культура" приобрело многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих листов он говорит о "культуре духа", то есть о развитии умственных способностей, которые являются достойным заданием для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла до нас слово "культура" через тьму столетий. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-либо отрасли, приобретение умственных навыков (например, cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - совершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова "культура" не прошло бесследно. К XVIII ст., согласно заключениям лингвистов слово "культура" стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие "цивилизация". Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи ищут аналоги термина "культура" в других языках. Да, в древнегреческой употреблялось слово "пайдейя", которое означало воспитание гармоничной личности (в ребенке), китайским языком - "жень" и "вень" означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о "дхармашастре" (учение о жизненных правилах поведения и обязанностях верующего). Это сходство оправдывает использование понятия "культура" для изучения разнообразных исторических фактов.

Определение понятия "культура". Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура - это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это интегральный образ, который объединяет науку, образование, литературу, искусство, мораль, уклад жизни при определяющей роли мировоззрения. В таких определениях содержится указание и перечень элементов культуры.

Суть социального назначения культуры раскрывается в целом ряду дефиниций (определений). Например, культура это: 1) сверхбиологический способ адаптации (приспособление) человечества к естественной среде, которое изменяется; 2) формы и способа коммуникации людей; 3) социальная память человечества; 4) нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей; 5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития; 6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, которые обеспечивают социальную стабильность. Современное понимание культуры в контексте социальной истории рассматривает ее как систему жизненных ориентаций человека. Культура - это сфера духовной, ценностной, коммуникативной организации общества, которая определяет нормы поведения, мышления, чувств разных слоев населения и наций в целом (Гуревич, 1991; Парахонський, 1995). Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки - это сигналы, предметы, вообще все, что может быть носителем значения (например, звуки языка, буквы, цифры, слова и числа, символы, изображение и тому подобное). Различают знаки "естественные", то есть те, которые возникли стихийно, и искусственные, специально вымышленные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Благодаря системной организации, какая свойственная всем знакам общего пользования, социальная информация хранится, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не безграничен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков в соответствии с их значимостью для будущей деятельности людей.